Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

line —это то, что осталось в памяти человека на всю жизнь, что легко и точно может быть по его желанию или непроизвольно воспроизведено и поставлено себе на службу. Таким образом, достижение прочности знаний, умений, навыков Л. Н. Толстой рассматривал как одну из важных сторон связи обучения с жизнью, ибо только прочные знания оказываются надежными помощниками в труде и открывают человеку путь к самостоятельному мышлению и творчеству. Проч­ ность, достигнутая механическим запоминанием, за­ учиванием, «вдалбливанием»,—не может быть на­ звана прочностью, ибо указанными свойствами не об­ ладает, и, наоборот, обессиливает и притупляет мозг ученика. Путь к достижению прочных знаний Л. Н. Тол­ стой видел в природосообразной организации процес­ са обучения, в создании естественной, присущей детской психике, обстановки для усвоения знаний. Здесь на первый план выступают: самостоятельность, самодеятельность, творческие • работы учащихся в процессе обучения; постоянная связь обучения с жизнью, опытом учащихся, как в отборе содержания материала уроков, пос-троении учебных книг, так и в определении методов и приемов обучения, постоянная забота учителя, чтобы на самом уроке ученики успе­ вали все прочно усвоить и запомнить, достаточно по­ упражняться в приобретении и закреплении необхо­ димых умений и навыков чтения, письма, счета, уст­ ной речи, разных видов труда, а также в рисовании и черчении. По свидетельству лиц, бывавших на уро­ ках в Яснополянской школе, ученики Толстого отли­ чались особой развитостью, хорошими зц^аниями, по­ вышенным интересом к учению. Отрицание Толстым домашних заданий нельзя воспринимать догматически, прямолинейно, или как своего рода оригинальничанье, каприз педагога. Сле­ дует учесть условия, в которых выдвигалось это тре­ бование. Крестьянские дети, как правило, не имели условий дома для урочцых занятий. В курных избах, занятые постоянно трудом, дети только в школе име­ ли возможность спокойно заниматься. К тому же в зимнее время (до полевых работ) Яснополянская шко­ ла представляла собой прообраз школы продленно- 3 Заказ 9857 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=