Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
П 110 Й опыт, снова прочесть отлично известный рас сказ, еще раз попробовать написать сочинение на прежнюю тему, сделать новый вариант «переложе ния» басни и т. д. Толстой правильно вскрыл законо мерность, что дети любят повторять, возвращаются многократно и с наслаждением к тому, что хорошо усвоили, знанием чего гордятся. Он умело пользовал ся этой особенностью детской психики в целях обес печения обстоятельного, глубокого и прочного усво ения материала, наиболее сложного и важного для жизни и развития мышления ученика. Возвращаясь, например, из школы домой, дети обычно с величайшим интересом обсуждали разные вопросы, о которых шла речь на уроках или заводи ли разговор о ранее узнанном по аналогии с теми или иными впечатлениями окружающей их действи тельности. То просят Л. Н. Толстого снова расска зать об абреках, казаках, Хаджи-Мурате, то залюбу ются липой, березой и вспомнят каждый по-своему врезавшиеся в память и сердце слова учителя или прочитанное: «Ведь это все равно что кровь, когда из березы сок пьем^. «Один —потому, что смотреть на нее хорошо, другой —потому, что жалко ее сру бить» '. Особенно жизненной была такая естественная форма повторения, как взаимное объяснение друг другу пройденного прежде или только что прочитан ного из книги или услышанного от учителя, растол- ковывание более сильными учениками слабым того, что те не успели уяснить, взаимный контроль и сво его рода соревнование, кто знает лучше другого. Очень распространенной была форма повторения путем обучения младших братьев и сестер, а иногда и старших в семье. Чаще всего ученики с радостью рассказывали дома все, что узнали нового, своим ро дителям и всем, кого это интересовало. Подъедем краткий итог сказанному. Прочность Л. Н. Толстой считал органической, качественной чертой подлинно зрелых знаний, суще ственным признаком самого понятия «Знание». От сутствие этого признака разрушает это понятие- Зна- ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 46—47. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=