Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

П 110 Й опыт, снова прочесть отлично известный рас­ сказ, еще раз попробовать написать сочинение на прежнюю тему, сделать новый вариант «переложе­ ния» басни и т. д. Толстой правильно вскрыл законо­ мерность, что дети любят повторять, возвращаются многократно и с наслаждением к тому, что хорошо усвоили, знанием чего гордятся. Он умело пользовал­ ся этой особенностью детской психики в целях обес­ печения обстоятельного, глубокого и прочного усво­ ения материала, наиболее сложного и важного для жизни и развития мышления ученика. Возвращаясь, например, из школы домой, дети обычно с величайшим интересом обсуждали разные вопросы, о которых шла речь на уроках или заводи­ ли разговор о ранее узнанном по аналогии с теми или иными впечатлениями окружающей их действи­ тельности. То просят Л. Н. Толстого снова расска­ зать об абреках, казаках, Хаджи-Мурате, то залюбу­ ются липой, березой и вспомнят каждый по-своему врезавшиеся в память и сердце слова учителя или прочитанное: «Ведь это все равно что кровь, когда из березы сок пьем^. «Один —потому, что смотреть на нее хорошо, другой —потому, что жалко ее сру­ бить» '. Особенно жизненной была такая естественная форма повторения, как взаимное объяснение друг другу пройденного прежде или только что прочитан­ ного из книги или услышанного от учителя, растол- ковывание более сильными учениками слабым того, что те не успели уяснить, взаимный контроль и сво­ его рода соревнование, кто знает лучше другого. Очень распространенной была форма повторения путем обучения младших братьев и сестер, а иногда и старших в семье. Чаще всего ученики с радостью рассказывали дома все, что узнали нового, своим ро­ дителям и всем, кого это интересовало. Подъедем краткий итог сказанному. Прочность Л. Н. Толстой считал органической, качественной чертой подлинно зрелых знаний, суще­ ственным признаком самого понятия «Знание». От­ сутствие этого признака разрушает это понятие- Зна- ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 46—47. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=