Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
Ное средство. Как позволяют судить высказывания Толстого и материалы о Яснополянской школе, ос новными способами контроля за познавательными успехами учащихся он признавал: близкое духовное общение учителя с учащимися, в котором учитель постоянно прослеживает в психологически благопри ятной обстановке истинные знания своих учеников; всевозможные самостоятельные и творческие работы учащихся по изучаемому материалу, т. к. «если уче ник в щколе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копиро вать, так как мало таких, которые бы, лаучивщись копировать, умели сделать самостоятельное приложе ние этих сведений»’, и, наконец, различные формы приложения знаний к жизни. Среди средств закрепления знаний Толстой при знавал и повторение, обобщение, заучивание художе ственных, особенно стихотворных, текстов, а также хорощо понятых правил, формул. Повторение как пе дагогическое действие пронизывало каждый урок, каждую страницу учебных книг Толстого, разнооб разную и богатую внеклассную жизнь детей Яснопо лянской школы. Характерными чертами повторения в практике Яснополянской школы и в частности, дея тельности самого Льва Николаевича Толстого, были: систематичность, естественность и органичность вклю чения повторения при изучении нового материала, разнообразие приемов, единство классной и внеклас сной форм повторения. Материал повторения вклю чался Толстым как необходимый элемент, без кото рого буквально невозможно на уроке продвинуться ни на шаг вперед. Кроме того, повторение только тогда идет на пользу, отмечал он, когда доставляет учащимся радость обращения к предметам мысли так взволновавщих их прежде. Элементы повторения всегда бывали связаны у Толстого с особо полюбив шимися ученикам рассказами, историями, фактами, событиями. Их знали блестяще, точно, и наслажда лись тем, что время от времени снова и снова пере сказывали их с еще большим подъемом и восторгом. По многу раз просили ученики проделать тот или ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, сто. 118—119. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=