Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Ное средство. Как позволяют судить высказывания Толстого и материалы о Яснополянской школе, ос­ новными способами контроля за познавательными успехами учащихся он признавал: близкое духовное общение учителя с учащимися, в котором учитель постоянно прослеживает в психологически благопри­ ятной обстановке истинные знания своих учеников; всевозможные самостоятельные и творческие работы учащихся по изучаемому материалу, т. к. «если уче­ ник в щколе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копиро­ вать, так как мало таких, которые бы, лаучивщись копировать, умели сделать самостоятельное приложе­ ние этих сведений»’, и, наконец, различные формы приложения знаний к жизни. Среди средств закрепления знаний Толстой при­ знавал и повторение, обобщение, заучивание художе­ ственных, особенно стихотворных, текстов, а также хорощо понятых правил, формул. Повторение как пе­ дагогическое действие пронизывало каждый урок, каждую страницу учебных книг Толстого, разнооб­ разную и богатую внеклассную жизнь детей Яснопо­ лянской школы. Характерными чертами повторения в практике Яснополянской школы и в частности, дея­ тельности самого Льва Николаевича Толстого, были: систематичность, естественность и органичность вклю­ чения повторения при изучении нового материала, разнообразие приемов, единство классной и внеклас­ сной форм повторения. Материал повторения вклю­ чался Толстым как необходимый элемент, без кото­ рого буквально невозможно на уроке продвинуться ни на шаг вперед. Кроме того, повторение только тогда идет на пользу, отмечал он, когда доставляет учащимся радость обращения к предметам мысли так взволновавщих их прежде. Элементы повторения всегда бывали связаны у Толстого с особо полюбив­ шимися ученикам рассказами, историями, фактами, событиями. Их знали блестяще, точно, и наслажда­ лись тем, что время от времени снова и снова пере­ сказывали их с еще большим подъемом и восторгом. По многу раз просили ученики проделать тот или ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, сто. 118—119. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=