Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
ческии контроль за знаниями учащихся в самом про цессе обучения, должен служить учителю постоям ным ориентиром, во-первых, в правильности его ме тодики обучения; во-вторых, успешности продвиже ния умственного и нравственного развития учащих ся (и, стало быть, выполнять функции одного из сти муляторов дальнейшего совершенствования знанш ученика), а, в-третьих, быть одновременно cpeдcтвo^ систематизации, обобщения и закрепления получен ных знаний. В поле зрения контроля за качеством знаний уча щихся должны быть степень понимания сущности изучаемых явлений, процессов, законов, связей меж ду ними, полнота и степень точности их усвоения, степень прочности усвоенных основ знаний, навыков, умений, уровень самостоятельности, оригинальности, творческой направленности учебно-познавательной деятельности ученика, способность и готовность к применению полученных знаний в жизни. Толстой требовал, чтобы цель и назначение контроля и само контроля за качеством усвоения знаний была ясна не только учителю, но и ученику, а стремление к ос новательности и прочности знаний было бы воспита но у школьника как первейшая из учебно-познава тельных, жизненных потребностей. Контроль в педагогической психологии Толстого осознавался как «закрытая» педагогическая позиция в том смысле, чтобы он не превращался в парадную, «чистую» часть школьного дела, не стоял бы «над» учебным процессом, а был бы естественно входящей в него тканью, органически пронизывал весь и каж дый урок. Толстой ближе всего в истории русской до революционной школы практически подошел к реше нию прочного усвоения знаний учащимися непосред ственно на уроке и органического сочетания в нем процесса восприятия, переработки, усвоения, приме нения знаний и контроля за качеством этого процес са. Он считал вредными всякие искусственные, изо лированные формы контроля, такие, как формальный опрос, контрольные работы, экзамены, проводимые лишь ради контроля. Балльная система оценок зна ний также, по убеждению Толстого, лишь за редким исключением не превращалась в формальное, вред- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=