Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ческии контроль за знаниями учащихся в самом про цессе обучения, должен служить учителю постоям ным ориентиром, во-первых, в правильности его ме тодики обучения; во-вторых, успешности продвиже ния умственного и нравственного развития учащих ся (и, стало быть, выполнять функции одного из сти муляторов дальнейшего совершенствования знанш ученика), а, в-третьих, быть одновременно cpeдcтвo^ систематизации, обобщения и закрепления получен ных знаний. В поле зрения контроля за качеством знаний уча­ щихся должны быть степень понимания сущности изучаемых явлений, процессов, законов, связей меж­ ду ними, полнота и степень точности их усвоения, степень прочности усвоенных основ знаний, навыков, умений, уровень самостоятельности, оригинальности, творческой направленности учебно-познавательной деятельности ученика, способность и готовность к применению полученных знаний в жизни. Толстой требовал, чтобы цель и назначение контроля и само­ контроля за качеством усвоения знаний была ясна не только учителю, но и ученику, а стремление к ос­ новательности и прочности знаний было бы воспита­ но у школьника как первейшая из учебно-познава­ тельных, жизненных потребностей. Контроль в педагогической психологии Толстого осознавался как «закрытая» педагогическая позиция в том смысле, чтобы он не превращался в парадную, «чистую» часть школьного дела, не стоял бы «над» учебным процессом, а был бы естественно входящей в него тканью, органически пронизывал весь и каж­ дый урок. Толстой ближе всего в истории русской до­ революционной школы практически подошел к реше­ нию прочного усвоения знаний учащимися непосред­ ственно на уроке и органического сочетания в нем процесса восприятия, переработки, усвоения, приме­ нения знаний и контроля за качеством этого процес­ са. Он считал вредными всякие искусственные, изо­ лированные формы контроля, такие, как формальный опрос, контрольные работы, экзамены, проводимые лишь ради контроля. Балльная система оценок зна­ ний также, по убеждению Толстого, лишь за редким исключением не превращалась в формальное, вред- 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=