Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

из них выпадали зубы, волосы, и они мерли»Одни Дюли производили не для себя, и были презираемы теми, кто не производил, но потреблял. Другие лишь потребляли и презирали того, кто производил. Но гнили и мерли и те и другие. На поставленньи кем-то вопрос, «которые скорее гниют», рассказчик отвечает: «Потребители». Постепенно усложняется материал книг, и все больше предоставляется возможностей для развития умственных и нравственных сил ученика. Восприни маемые таким образом факты, понятия, образы остав ляются яркие следы не только в памяти, ноивсердце, так что никакой нужды в заучивании, «долбне» ма­ териала не возникает. Он ложится в сознании и в чув­ ствах ученика плодотворными семенами, из которых постоянно формируются не только прочные знания, но и убеждения, взгляды на жизнь. Среди условий достижения прочных знаний, уме­ ний, навыков Толстой считал необходимым система­ тический контроль учителя за качеством их усвоения учащимися. Но он требовал, чтобы контроль шел на пользу, а не во вред развитию познавательных спо­ собностей учащихся- Поэтому-то Толстой подверг сокрущительной критике всю сложивщуюся схолас­ тическую систему контроля, начиная с текущего оп­ роса и кончая экзаменами. «Не только в низщих щколах и гимназиях,—писал он,—но и в универси­ тетах я не понимаю экзаменов по вопросам, иначе как при заучивании наизусть слово в слово или пред­ ложение в предложение... Отвечание уроков и экза­ мены есть остаток суеверия средневековой школы, и при настоящем порядке вещей рещительно невозмож­ ной и только вредной» 2. С присущей ему остротой Толстой обнажил все пороки этой системы, сделав вывод, что вся она противоестественна и не способ­ ствует повыщению качества знаний, зато наносит заметный ущерб умственному и нравственному раз­ витию учащихся. Основными пороками контроля за знаниями он считал: отрыв его от единого, целостно­ го процесса обучения и превращение его в самоцель, когда щкола учит детей для экзаменов, учит «как ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. G2, стр. 7. 2 Т а м ж е, т. 8, стр. 78. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=