Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
из них выпадали зубы, волосы, и они мерли»Одни Дюли производили не для себя, и были презираемы теми, кто не производил, но потреблял. Другие лишь потребляли и презирали того, кто производил. Но гнили и мерли и те и другие. На поставленньи кем-то вопрос, «которые скорее гниют», рассказчик отвечает: «Потребители». Постепенно усложняется материал книг, и все больше предоставляется возможностей для развития умственных и нравственных сил ученика. Восприни маемые таким образом факты, понятия, образы остав ляются яркие следы не только в памяти, ноивсердце, так что никакой нужды в заучивании, «долбне» ма териала не возникает. Он ложится в сознании и в чув ствах ученика плодотворными семенами, из которых постоянно формируются не только прочные знания, но и убеждения, взгляды на жизнь. Среди условий достижения прочных знаний, уме ний, навыков Толстой считал необходимым система тический контроль учителя за качеством их усвоения учащимися. Но он требовал, чтобы контроль шел на пользу, а не во вред развитию познавательных спо собностей учащихся- Поэтому-то Толстой подверг сокрущительной критике всю сложивщуюся схолас тическую систему контроля, начиная с текущего оп роса и кончая экзаменами. «Не только в низщих щколах и гимназиях,—писал он,—но и в универси тетах я не понимаю экзаменов по вопросам, иначе как при заучивании наизусть слово в слово или пред ложение в предложение... Отвечание уроков и экза мены есть остаток суеверия средневековой школы, и при настоящем порядке вещей рещительно невозмож ной и только вредной» 2. С присущей ему остротой Толстой обнажил все пороки этой системы, сделав вывод, что вся она противоестественна и не способ ствует повыщению качества знаний, зато наносит заметный ущерб умственному и нравственному раз витию учащихся. Основными пороками контроля за знаниями он считал: отрыв его от единого, целостно го процесса обучения и превращение его в самоцель, когда щкола учит детей для экзаменов, учит «как ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. G2, стр. 7. 2 Т а м ж е, т. 8, стр. 78. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=