Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ре, навязыванию нравственных и эстетических по­ нятий —не может быть места в процессе обучения. Терпеливо, бережно пробуждать дитя ко всему пре­ красному, формировать элементы чувств в целое, могучее, красивое, человеческое —вот из чего должен быть соткан каждый миг обучения, весь «дух школы». Десятки приемов в своей практической и методиче­ ской деятельности создал Толстой в этом плане. Это и переработанный им перевод басен Эзопа, где мо­ ральные концовки сняты .(пусть сам ребенок сделает моральный вывод из прочитанного); и рассказы, где растительный мир изображается с такой силой мета­ фор, что воспринимается как одушевленный, пробуж­ дая у читателя огромную гамму благородных чувств; это и гимн труду —и все —без единой ноты поучения. Вот, к примеру, изумительные ' расоказы-миниатю- ры из жизни растений: «Он (тополь) изо всех сил держался и не хотел умирать. Я подумал: «Видно, нужно им жить, если они так крепко держатся за жизнь. Старый тополь давно уже умирал и знал это, и передал свою жизнь в отростки» («Старый тополь»). «Черемуха, чтобы ее не глушила липа,перешла из- под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня... Она поняла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила» («Черемуха»). «Кора у деревьев —те же жилы у человека: через жилы кровь ходит по человеку,—и через кору сок ходит по'дереву и поднимается в сучья, листья и цвет» («Яблоня»). Пользуясь, например, формой сказки. Толстой знакомит детей с самым могучим естественным зако­ ном человеческой жизни —трудом, неизбежностью гибели тех, кто им пренебрегает. Вот сказка о дюлях. Некоторое существо познакомилось с жизнью Дюлей, существ иного рода, повествует сказка.' Дюли были лищены способности видеть закон смерти, они и не живут, а только разными путями умирают. «Все Дю­ ли, которых я видел, носили на себе очевиднейщие зародыши смерти и все на моих глазах с каждым днем, с каждым часом, с каждой минутой таяли, или, если по правде сказать, гнили. Каждый день я заме­ чал, как они морщились, калянели, выветривались. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=