Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
педагогического творчества Толстой выразил в этом плане мысль о желанной гармонии преподавания раз личных предметов в сответствии с гармонией самых человеческих знаний. «Я не верю,—писал он в статье «Воспитание и образование»,—в возможность теоре тически продуманного гармонического свода наук, но верю в то, что каждая наука при свободном ее пре подавании гармонически укладывается в свод зна нии каждого человека»'. Прием сравнений и сопоставлений, как одно из частных выражений межпредметных связей, очень высоко ценился Толстым. Это весьма эффективный, естественный способ, обеспечивающий сознательное и прочное усвоение знаний. Там, где ему удавалось применить его, требовалось, по его наблюдениям, меньше специальных повторений И упражнений, а учебный процесс протекал не только более активно в плане мышления учащихся, но и экономнее во вре мени. В процессе своих педагогических опытов Тол стой не раз сетовал, что не имея достаточного ма териала для сравнений, он хотя и добивался, что уче ники запоминают и записывают его объяснения, «но без сравнений... требуют частых повторений». Прочность запечатления знаний во многом связа на с пробуждением у ученика моральной и эстетиче ской его сфер личности. Принцип единства обучения и воспитания получил полное, яркое звучание в подходе Толстого к отбору образовательного материала, как в «Книгах для чте ния», так и для каждого урока. С огромным тактом, изумительным чувством меры подходит он к реше нию задач нравственного и эстетического воспитания в процессе обучения, считая, что успех естественного развития личности заключен в единстве восприятия человеком действительности с интеллектуальной, нравственной, эстетической ее сторон. Все зависит от естественности метода обучения. «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль, они любят мораль, но только умную, а не глупую» Здесь тот же принцип; мысль и чувство должны быть соединены. Слепой ве> Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 244. 2 Т а м ж е, стр, 281. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=