Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
интереса через «художественный интерес», создание дополнительного эмоционального фона в обучении Толстой видел и в умелом, своевременном использо вании на уроках истории, географии отрывков из произведений художественной литературы, чтении ярких страниц описания ландшафтов и этнографиче ских наблюдений, зарисовок путешественников, ис следователей. Толстой считал урок неудачным, если не мог привлечь себе на помощь художественную ли тературу. Далекое прошлое, не оживленное образа ми, оставалось, по его наблюдениям, чужим и непо нятным для детей. ■ К учету роли эмоциональной сферы в прочном ус воении знаний и формировании положительного от ношения ученика к учению в целом следует отнести и характер общего восприятия учеником личности учителя. Толстой тонко уловил эту сторону явления. «Чтобы легче понимать,—писал он,—детям необ ходимо быть близко к тому человеку, который гово рит, видеть всякую перемену выражения его лица, всякое его движение. Я не раз замечал, что лучше Bcerq помнятся всегда те места, где рассказываю щему удалось сделать верный жест или верную ин тонацию»'. Важным условием, ведущим к прочному усвоению знаний. Толстой считал обеспечение в преподавании межпредметных связей. Например, анализируя свой опыт преподавания истории и географии. Толстой пи сал, что он, естественно, напал на мысль о препода вании истории и географии в их связи, единстве, что того же требует и преподавание математики, физи ки, химии, природоведения, минералогии и т. д. Но такой подход к преподаванию потребует от школы, учителя коренного пересмотра содержания каждого предмета, обязательного исключения из каждого всего лишнего, не ведущего к раскрытию существен ных связей и законов. Уяснение этих внутренних свя зей явлений действительности и будет естественным условием их сознательного и прочного усвоения. Тол стой сознавал, что такой подход требует широкой подготовки самого учителя. В ранние годы свой'о ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч, т. 8, стр. 76—77. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=