Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

интереса через «художественный интерес», создание дополнительного эмоционального фона в обучении Толстой видел и в умелом, своевременном использо­ вании на уроках истории, географии отрывков из произведений художественной литературы, чтении ярких страниц описания ландшафтов и этнографиче­ ских наблюдений, зарисовок путешественников, ис­ следователей. Толстой считал урок неудачным, если не мог привлечь себе на помощь художественную ли­ тературу. Далекое прошлое, не оживленное образа­ ми, оставалось, по его наблюдениям, чужим и непо­ нятным для детей. ■ К учету роли эмоциональной сферы в прочном ус­ воении знаний и формировании положительного от­ ношения ученика к учению в целом следует отнести и характер общего восприятия учеником личности учителя. Толстой тонко уловил эту сторону явления. «Чтобы легче понимать,—писал он,—детям необ­ ходимо быть близко к тому человеку, который гово­ рит, видеть всякую перемену выражения его лица, всякое его движение. Я не раз замечал, что лучше Bcerq помнятся всегда те места, где рассказываю­ щему удалось сделать верный жест или верную ин­ тонацию»'. Важным условием, ведущим к прочному усвоению знаний. Толстой считал обеспечение в преподавании межпредметных связей. Например, анализируя свой опыт преподавания истории и географии. Толстой пи­ сал, что он, естественно, напал на мысль о препода­ вании истории и географии в их связи, единстве, что того же требует и преподавание математики, физи­ ки, химии, природоведения, минералогии и т. д. Но такой подход к преподаванию потребует от школы, учителя коренного пересмотра содержания каждого предмета, обязательного исключения из каждого всего лишнего, не ведущего к раскрытию существен­ ных связей и законов. Уяснение этих внутренних свя­ зей явлений действительности и будет естественным условием их сознательного и прочного усвоения. Тол­ стой сознавал, что такой подход требует широкой подготовки самого учителя. В ранние годы свой'о ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч, т. 8, стр. 76—77. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=