Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
ние он считал почти не подчиняющимся руководству учителя, неизвестным в науке педагогики, и вместе с тем, составляющим сущность, успещность учения. «Ребенок и человек,—подмечает Толстой,—воспри нимают только в раздраженном состоянии, поэтому смотреть на веселый дух щколы, как на врага, как на помеху, есть грубейщая ощибка...»'. Все дело в мере возбуждения учащихся, и эту меру должен оп ределять в каждом отдельном случае учитель. Интерес —одно из острых и плодотворных чувств и состояний человека. Учение, лищенное для ребенка интереса. Толстой считал просто неосуществимым де лом. Он много трудился, чтобы отыскать пути к про буждению у учащихся познавательных интересов. Сис тематичность, последовательность, наглядность в обу чении, связь с жизнью, художественный образ —эсте тический элемент в преподавании, пробуждение высо ких патриотических чувств и т. д.—все это нити, веду щие к развитию у щкольника познавательного инте реса, остроты восприятия. Так, в преподавании исто рии Толстой считал, что «необходимо предваритель ное развитие в детях исторического и н т е р е с а »К этому он видел путь через художественный интерес, т. к., по его мнению, «исторический интерес», боль- щею частью является после интереса художественно го. Кроме того. Толстой считал, что преподавание истории надо начинать не с начала, а «с конца», т. е. от близкого к далекому. «По моим наблюдениям и опыту,—писал он,—первый зародыщ исторического интереса проявляется вследствие познания современ ной истории, иногда участия в ней, вследствие поли тического интереса, политических мнений, споров, чтения газет, и потому мысль начинать историю с настоящей, естественно, должна представиться вся кому думающему учителю»^. Нам представляется, что такая постановка этого вопроса в плане общей дидактики и частной методики остается злободневной и в нащи дни. Путь к пробуждению у щкольников исторического ' Л . Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 81. 2 Т а м же, стр. 96. 3 Т а м же. ,56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=