Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

учиться, надобно, чтобы он полюбил ученье, нужно, чтобы он сознал... недостаточность своего взгляда на вещи и чутьем бы предчувствовал то новое миросо­ зерцание, которое ему откроет ученье» ‘. И далее: «Только тот образ преподавания верен, которым до­ вольны ученики». Эти положения Толстой возвел в педагогический закон, имея прежде всего в виду мысль, что насильственными методами и приемами нельзя успешно ни обучить, ни воспитать, ни тем бо­ лее успешно развивать природные силы ребенка. Равно и содержание образования, недоступное до определенного времени умственным'силам ребенка, также не воспринимается нм, «потому, что отноше­ ния ребенка к педагогической деятельности жизни совершенно свободны, и из бесчисленного множества действий только те принимают педагогический ха­ рактер, которые свойственны восприниманию ребен­ ка, и действия и приемы эти веками действуют оди­ наково неотразимо на поколения»Это чрезвычайно глубокое психолого-педагогическое наблюдение Тол­ стого представляет для нас огромную ценность, и было бы большой натяжкой и ошибкой стремление свести его только к иллюстрации действительно имев­ шей место в его пе.:^агогической концепции односто­ ронней теории свободного воспитания и педоцентризма. Хорошо и прочно усвоенным может быть только то что понято ребенком, не только умом, но и серд- Htii, т. е. эмоционально. Толстой считал серьезной за тачей преподавания, а также учебной книги, вы­ звать у учеников любовь к предмету, той или иной y^.eбнoй и трудовой деятельности. «Я полагал,—пи­ нт т он,—чтобы дети выучились читать, им надо по­ любить чтение, нужно было, чтобы читанное было понятно и занимательно»^. Общий бодрый тон жизни школы, класса, урока — необходимое условие плодотворного восприятия уче­ никами всего, чему их учит учитель... Дух напряжен­ но'о оживления,—писал Толстой,—...есть необходи- м 'е условие принятия умственной пищи»^. Это явле- * Л. П. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8. стр. 87—88. 2 Т а м же, стр. 383. ^ Т а м же, стр. 52. ■* Т а м же, стр. 80. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=