Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Толстого как с художественной, так во многом п с дидактической стороны. А. И. Елизарова-Ульянова, сестра В, И. Ленина, еще в первые годы Советской власти обратила внимание на новаторский характер учебных книг Л. Н. Толстого как на удачную попыт­ ку преодоления в них схоластики, формализма в обу­ чении. «Не механическое составление слов, а целые яркие, доступные картины из жизни окружающего — писала она.—Не скучная учеба, когда заставляют зачем-то складывать длинные малопонятные слова и фразы, где детская мысль путается в различных при­ частиях и «которых»..., а своим языком рассказан­ ная повесть, как о том, что окружает, так и о новом, интересном. Они дышат безыскусственной поэзией народной речи, над которой с - чисто материнской чуткостью прошла гениальная рука нашего великого мастера слова... ...Они своею безыскусственностью, прямотою при- •охочивают к чтению, к сознательному чтению с са­ мого начала. В этом их главное и великое достоинст­ во, их незаменимость' и непревзойденность в нашей школе в руках наших начинающих учиться ’дети­ шек»'. Не уступают этой оценке и отзывы наших современников. «Трудясь над своими детскими кни­ гами, Лев Толстой решал не одну педагогическую, но ц художественную задачу,—пишет С. Я. Маршак в своей замечательной книге «Воспитание словом»,— Для него было делом писательской чести справиться не только с многолнстной эпопеей, но и с рассказо.м из четырех строчек. Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого,— продолжает он,—мы особенно ценим в них его блис­ тательное умение пользоваться всеми отношениями, всеми возможностями родного языка, его щедрую за­ трату писательского мастерства на каждые три-четы­ ре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы» ^ Огромное значение придавал Толстой в деле до­ стижения прочных знаний эмоциональной сфере обу­ чения, познавательному интересу ребенка. «Для того, чтобы человек какого бы то ни было возраста стал ' «Печать и революция». .М., 1921, стр. 328. 2 С. . Ма рша к . Воспитание словом. .М.. 1961, стр. 529. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=