Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

было 7, а теперь только шесть. Украли лошадь. Со­ седи услыхали его и стали над мужиком смеяться и всем рассказывали о глупом мужике» После столь же небольшого рассказа «Лисица и лев» ученики подводятся к , следующим выводам: «Больше этих шести перемен в падежах от коротких слов не быва­ ет. И перемены эти называют падежами. Когда слово стоит без перемены (волк, лисица, мужик), то слово стоит в 1-м, именительном падеже. И чтобы помнить, спроси, как имя такому человеку, зверю, вещи или делу и будет именительный падеж. Мужик, волк, лисица, вода, работа. Когда имя стоит так, как оно стояло в словах от лисицы и у мужика, тогда оно стоит во 2-м, родительном, падеже, и что­ бы помнить,—спроси, от кого родился или от чего сделалось. От мужика, волка, лисицы, воды, ра­ боты» Аналогичен подход к раскрытию учащимся поня­ тия «имя прилагательное». Здесь в основу методики берутся приемы сравнения, различения, сопоставле­ ния свойств уже известного (существительного) с не­ известным и выявлением его существенных свойств. «К какому слову ни прикладывают слово лев, оно все будет мужское,—поясняет Лев Николаевич.— К какому слову ни прикладывай слово лисица, оно все будет женское. Но если приложить имя старый к мужскому имени, то будет старый Иван, а к жен­ скому—старая Марья. Стало быть лев, волк, лисица не переменяются по родам, а слово старый переме­ няется по родам» По справедливому мнению великого художника, учебная книга, которая наряду с научностью, после­ довательностью, доступностью изложения одновре­ менно воспитывает у щкольника высокий художест­ венный вкус к слову, пробуждает нравственные чув­ ства, способность формирования у ученика богатого художественного вкуса,—такая учебная книга дела­ ет легко доступным сложное, легко запоминаемым трудное, навсегда запечатлеваемым самое главное, значимое. Высокую оценку получили учебные книги ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 21, стр. 414. 2 Т ам же, стр. 414—415. 3 Та м же, стр. 416. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=