Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Подобные приемы построения учебном книги н приемы работы с ней открывали перед учениками возможность полюбить уроки, книгу, хорошо и легко усваивать новые знания, не прибегая к их механи­ ческому заучиванию. В «Грамматике для сельской школы» (1874— 1875 гг.), работе, незавершенной и неопубликованной при жизни Толстого, также последовательно соблю­ даются требования доступности, научности, образ­ ности. «Понятность, доступность есть не только не­ обходимое условие для того, чтобы народ читал охот­ но,— писал он,—но в то же время это есть своего ро­ да узда, чтобы не было написано ничего глупого, не­ уместного, бездарного» '. В первой части «Грамматики» (как слова пере­ меняются, этимология) Толстой дает представление о всех частях речи, об изменениях слов, о строе речи. Он поставил целью предельно доступно для понима­ ния каждого крестьянского ребенка или взрослого изложить глубоко интересовавшие и увлекавшие его законы родного языка. Он сделал попытку изложить элементарный курс грамматики в форме наблюдений за живым языком. Дается небольшой рассказ или басня, где прописью выделяются изучаемые слова, затем путем вопросов ученик вовлекается в анализ (сравнение, сопоставление, противопоставление) и лишь потом автор вводит определение понятия, фор­ мулирует правило. Следующий рассказ подключает новую грамматическую задачу и упражняет в пре­ дыдущем правиле и т. д. Иногда Толстой иллюстри­ рует связь слов в предложении, их взаимозависи­ мость и изменяемость путем построения грамматиче­ ских схем. Приведем лишь один пример, как завершает Тол­ стой знакомство с изменениями имен существитель­ ных по падежам посредством небольших рассказов «Мужик и лошади», «Лисица и лев». «Мужик кормил лошадей в поле, сел на одну и погнал их домой, у мужика было 7 лошадей. И пришло мужику в голову счесть лошадей. И нашло на мужика затмение. За­ был он про ту пошадь, на которой сидел, а говорит: ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 62, стр. 143. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=