Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

чтобы концы не сходились с концами? Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Отчего снег под щепой й соломой не тает, а лежит до Петровок’ и т. д. Понятие о кристаллах дается в статье «Крис­ таллы» через описания опытов, причем умелой поста­ новкой заданий, вопросов, описаний Толстой делает учеников как бы активными соучастниками их прове­ дения. Тремя замечательными статьями дается по­ нятие о магните: в первой статье содержится легенда о пастухе Магнисе, об открытии магнита и возник­ новении этого названия; вторая статья —о месторож­ дениях и свойствах магнита; третья —о его практи­ ческом использовании’ и принципах устройства ком­ паса. По принципу сходства и противопоставления предметов, причинно-следственных отношений постро­ ены такие статьи, как «Солнце и тепло», «Лед, вода, пар», «Газы», «Как делают воздушные шары» и дру­ гие. Ряд статей построен в форме постановки вопроса, проблемы: Отчего в морозы трещат деревья?», «От­ чего потеют окна и бывает роса?» и др. Нередко Толстой использует прием бытового рассказа и как бы сливает урок с непосредственно пережитыми или происходящими с ним или детьми событиями. Так, например, построен рассказ «Дурной воздух», «Я вче­ ра приехал в Никольское в 8. Страшный там случай, поразивший ^ меня ужасно. Баба скотница упустила бадью в колодезь на конном дворе. Колодезь всего 12 аршин. Села на палку и велела себя спустить мужи­ ку. Мужик староста, пчеловод... Баба слезла вниз и упала с палки. Мужик староста велел себя спустить. Долез до половины, упал с палки вниз. Побежали за народом, вытащили через полчаса, оба мертвые. В ко­ лодце было всего натри четверти аршина воды...»'. На­ рисовав яркую картину. Толстой рассказывает о сущ­ ности «дурного воздуха» и его последствиях. Три статьи под заглавием «Тепло» построены прие­ мом постановки вопросов и т. д. Благодаря всем этим приемам ученики и не заме­ чают, что их учат, а будто просто с увлечением бесе­ дуют, наблюдают, читают, думают о том, что виде­ ли, переживали. ■Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 83, стр. 143. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=