Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ынлся построить таким образом, чтобы вводимые постепенно научные представления и понятия опира­ лись на жизненный опыт ребенка. А чтобы ученик прочно усвоил весь учебный материал, даже при са­ мостоятельной работе с книгой, он строил каждую очередную статью так, чтобы каждое слово было по­ нятным или из предыдущей статьи или путем четкого разъяснения, или на основе контекста. Все опорные слова и понятия повторялись многократно в статье за статьей с дополнением детали. Каждая новая группа слов давалась повторно в обобщающем рас­ сказе, в новом сочетании. И так давалась возмож ность каждому естественно без специального заучи­ вания усвоить новые понятия, новые слова, новые за­ коны, правила родного языка. Такой подход к по­ строению учебной книги, особенно для обучения младших щкольников, не потерял своей ценности и в наши дни. Ставя целью сформировать у ученика то или иное представление, понятие, раскрыть ту или иную за­ кономерность, Толстой использует в своих «Книгах для чтения» прием системы рассказов, связанных еди­ ной темой и цеу 1 ью. Этим приемом он достигает по­ степенного, без перегрузки ознакомления учеников с необходимым количеством фактов, явлений в их раз­ витии. Ставит учеников в выгодные условия для наб­ людений, разностороннего осмысливания материала через сравнения,' сопоставления с личным опытом. Иначе говоря, расширяя систематически круг зна­ ний, дает возможность детям «вжиться» в изучаемый материал, продумать, прочувствовать и, безусловно, в таких условиях полно и прочно усвоить его. По та­ кому принципу построено большинство его книг для чтения. Например, таким образом представлена те­ ма «Собака —друг человека». Ее раскрывают семь небольших рассказов; «Булька», «Булька и кабан», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что- случилось с Булъкой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона». Три статьи —наблюдения под­ водят учащихся к овладению понятием «Тепло». Здесь главное место занимают прием рассуждений, обобщение наблюдений из жизни. С этой целью ста вятся вопросы: Отчего на чугунке кладут рельсы так. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=