Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

нышевскин в своей рецензии на журнал «Ясная Поля­ на», помещенной в «Современнике», всячески приветст­ вовал новаторский характер обучения в Яснополянской школе. Чернышевский высоко оценил создание Толстым новой школы, в которой учащиеся сознательно, актив­ но усваивают знания. «Превосходно, превосходно! — восклицал он. —Дай бог, чтобы все в большем числе школ заводился такой добрый и полезный «беспоря­ док»,—а по-нашему следует сказать просто «поря­ док», потому что какой же тут беспорядок, когда все учатся очень прилежно, насколько хватит у них сил. а когда сила покидает их или надобно им отлучиться из школы по домашним делам, то перестают учиться? Так и следует быть во всех школах, где это может быть, —во всех первоначальных народных школах»'. В то.м же отзыве на журнал «Ясная Поляна» Чер­ нышевский, наряду с положительной оценкой педаго­ гической деятельности Толстого, указал на ряд его ошибочных высказываний. Толстой был неправ, когда утверждал, что народ всегда сопротивлялся образова­ нию и что нельзя признать за передовыми людьми пра­ во просвещать народ. Чернышевский показал, что Толстой ошибался, ког­ да выступал против воскресных школ, в работе кото­ рых принимала участие передовая молодежь 60-х гО' дов. Издание журнала «Ясная Поляна» было встречено и рядом других сочувственных отзывов. В «Современнике» (1861, № 8) известный в то вре­ мя педагог Панаев писал; «От всей души приветствую смелую и благородную попытку гр. Толстого, желаю ему пол'ного торжества на новом трудном и доселе еще никем не изведанном поприще». Особую ценность из всего написанного в 60-х го­ нцах о школе и журнале Толстого имеют статьи Н. И. Пльминского «Ясная Поляна и новый метод школьно­ го учения», «Ясная Поляна» за март 1862 г.», «Егце о Ясной Поляне», напечатанные в газете «Очерки». Ильминский тонко вскрывал причины непонимания ' Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й . Поли. собр. соч., т. 10, ,М., Изд-во -худож. лит-ры, 1951, стр. 505.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=