Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Эти же формы работы Толстой считал лучшими не только для закрепления знаний, но и для контроля за качеством их усвоения. «В нашей школе,—писал он,—лучшая проверка того, что ученики запомина­ ют при таких рассказах,—рассказы, записанные ими самими из головы и с поправкою только орфо­ графических ошибок»'. Высокая оценка Толстым творческих работ исхо­ дила у него из понимания огромной, даже решающей, роли в обучении самостоятельности мышления уче­ ника, его самостоятельной учебно-познавательной де­ ятельности. Ведь цель обучения Толстой видел в под­ готовке молодого человека к жизни, где ему придет­ ся самостоятельно поступать в миллионах все новых и новых ситуаций, где вызубренное не сможет быть ему по.мощником. Качество усвоения знаний Толстой во многом свя­ зывал с качеством учебной книги, предъявив к ней очень высокие требования. Такие требования, как доступность изложения, сочетание теоретических све­ дений с необходимым для прочного усвоения коли­ чеством разработанных упражнений, высокая худо­ жественность языка учебной книги, систематичность изложения и др., во многом были осуществлены самим Толсты.м. Как известно, в 70-е годы он создал целый цикл педагогических работ в форме ориги­ нальных учебников для народных школ с методиче­ скими руководствами к ним для учителей. Это полу­ чившие впоследствии широкую известность «Азбука», «Новая Азбука», четыре «Кииги для чтения», «Ариф­ метика», «Грамматика для сельской школы». Л. Н. Толстой подверг суровой критике многие современные ему учебные кни/и, в том числе и хрес­ томатии, книги для чтения, не сделав исключения да­ же «Детскому миру» К. Д. Ушинского. Ряд статей из «Детского мира», как показал Л. Н. Толстой, дей- ствите/1Ьно не отличались ни занимательностью, ни доступностью, ни художественностью изложения (например, рассказы «Слон», «Дети в роще» и неко­ торые другие). Свои учебные книги, и особенно «Но­ вую Азбуку», четыре книги для чтения. Толстой стре- Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 82. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=