Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
Эти же формы работы Толстой считал лучшими не только для закрепления знаний, но и для контроля за качеством их усвоения. «В нашей школе,—писал он,—лучшая проверка того, что ученики запомина ют при таких рассказах,—рассказы, записанные ими самими из головы и с поправкою только орфо графических ошибок»'. Высокая оценка Толстым творческих работ исхо дила у него из понимания огромной, даже решающей, роли в обучении самостоятельности мышления уче ника, его самостоятельной учебно-познавательной де ятельности. Ведь цель обучения Толстой видел в под готовке молодого человека к жизни, где ему придет ся самостоятельно поступать в миллионах все новых и новых ситуаций, где вызубренное не сможет быть ему по.мощником. Качество усвоения знаний Толстой во многом свя зывал с качеством учебной книги, предъявив к ней очень высокие требования. Такие требования, как доступность изложения, сочетание теоретических све дений с необходимым для прочного усвоения коли чеством разработанных упражнений, высокая худо жественность языка учебной книги, систематичность изложения и др., во многом были осуществлены самим Толсты.м. Как известно, в 70-е годы он создал целый цикл педагогических работ в форме ориги нальных учебников для народных школ с методиче скими руководствами к ним для учителей. Это полу чившие впоследствии широкую известность «Азбука», «Новая Азбука», четыре «Кииги для чтения», «Ариф метика», «Грамматика для сельской школы». Л. Н. Толстой подверг суровой критике многие современные ему учебные кни/и, в том числе и хрес томатии, книги для чтения, не сделав исключения да же «Детскому миру» К. Д. Ушинского. Ряд статей из «Детского мира», как показал Л. Н. Толстой, дей- ствите/1Ьно не отличались ни занимательностью, ни доступностью, ни художественностью изложения (например, рассказы «Слон», «Дети в роще» и неко торые другие). Свои учебные книги, и особенно «Но вую Азбуку», четыре книги для чтения. Толстой стре- Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 82. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=