Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

где «проследить за процессом воспрннимания» уче­ никами преподаваемого было совершенно невозмож­ но, где все разнообразие мысли ученика «во время класса подведено к выражениям «могу», «хочу», ко торое он передает поднятием руки»*. Творческие работы и сочинения учащихся Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения. В особенности творческие работы, по наб­ людениям Толстого, 1 ^&могали усваивать наиболее трудные предметы —грамматику и арифметику. Ка­ саясь методики обучения грамматики, он не раз сето­ вал, что все старания заинтересовать учеников з преподавании грамматики, как правило, у него ока­ зывались безуспешными. Из множества придумывае­ мых им упражнений оживляло ум детей только самое незначительное их число. Зато сочинения всегда вы­ зывали у них восторженное настроение, огромное желание излагать свои мысли устно или письменно. «Единственное объяснение необходимости граммати­ ки,—делает заключение Толстой,—может быть най­ дено в приложении ее к правильному изложению мыслей»*^. В практике Яснополянской школы была разрабо­ тана довольно стройная система работы учащихся над сочинениями. В первых и вторых классах выбор предмета для сочинения предоставлялся самим уче­ никам. Описание предметов, вещей, даже самых близких детям (хлеба, избы, дерева) оказалось для них почему-то недоступно и на первых порах дети с этими заданиями не справлялись. Поэтому от такой тематики пришлось на время уйти. Зато темы, тре­ бовавшие раскрытия действий, чувств, отношений и сравнений, особенно темы, придуманные ими самими из опыта своей жизни, всегда отличались богатством мысли, чувств, языка. Такие сочинения были, по мне­ нию Толстого, настоящей творческой лабораторией познания учеником законов строения родного языка. Сочинения и пересказы также успешно применя­ лись Толстым и в преподавании истории, географии. 1 Л. Н. 2 Т а м 48 Т о л с т о й . ' Поли. собр. соч., т. 8, стр. 400—401, е, стр. 70. ж

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=