Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
где «проследить за процессом воспрннимания» уче никами преподаваемого было совершенно невозмож но, где все разнообразие мысли ученика «во время класса подведено к выражениям «могу», «хочу», ко торое он передает поднятием руки»*. Творческие работы и сочинения учащихся Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения. В особенности творческие работы, по наб людениям Толстого, 1 ^&могали усваивать наиболее трудные предметы —грамматику и арифметику. Ка саясь методики обучения грамматики, он не раз сето вал, что все старания заинтересовать учеников з преподавании грамматики, как правило, у него ока зывались безуспешными. Из множества придумывае мых им упражнений оживляло ум детей только самое незначительное их число. Зато сочинения всегда вы зывали у них восторженное настроение, огромное желание излагать свои мысли устно или письменно. «Единственное объяснение необходимости граммати ки,—делает заключение Толстой,—может быть най дено в приложении ее к правильному изложению мыслей»*^. В практике Яснополянской школы была разрабо тана довольно стройная система работы учащихся над сочинениями. В первых и вторых классах выбор предмета для сочинения предоставлялся самим уче никам. Описание предметов, вещей, даже самых близких детям (хлеба, избы, дерева) оказалось для них почему-то недоступно и на первых порах дети с этими заданиями не справлялись. Поэтому от такой тематики пришлось на время уйти. Зато темы, тре бовавшие раскрытия действий, чувств, отношений и сравнений, особенно темы, придуманные ими самими из опыта своей жизни, всегда отличались богатством мысли, чувств, языка. Такие сочинения были, по мне нию Толстого, настоящей творческой лабораторией познания учеником законов строения родного языка. Сочинения и пересказы также успешно применя лись Толстым и в преподавании истории, географии. 1 Л. Н. 2 Т а м 48 Т о л с т о й . ' Поли. собр. соч., т. 8, стр. 400—401, е, стр. 70. ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=