Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
в коллективной работе (например, при составле нии повестей, картин, зарисовок на пословицы) дети достигали огромной точности языка, необычайного разнообразия и эмоциональности фразы, богатства стиля, «Один пишет, а другие перешептываются между собой, замечая его ошибки, и ждут только окончания... Правильно писать и поправлять ошибки, у других составляет для них большое удовольствие. Старшие схватывают каждое попавшееся письмо, уп ражняются в поправлении ошибок, стараются из всех сил писать хорошо, но грамматики и анализ языка терпеть не могут»'. Анализируя детские сочинения и характер работы над ними, Л. Н. Толстой отмечал: «Суждения их были, большею частью, одинаковы и верны, как в самой постройке повести, так и в самих подробностях и в характеристиках лиц. Все почти принимали участие в сочинительстве»'^. Изумитель- мая талантливость детей, их природное чувство ме ры, красоты, правды, слова буквально потрясли Тол стого. Он с ужасом думал о том, как часто школа мертвящими ум и сердце методами обучения уничто жает в детях все лучшее. «Мне смутно казалось, что я преступно подсмотрел в стеклянный ул^й работу пчел, закрытую для взора смертного...»^. Так про должалось иногда по нескольку дней кряду. Дети не хотели оторваться от удовольствия составления все новых и новых рассказов или шлифовки, дополнения к старым. Тогда вся школа следила за этим творче ством. «На третий день было то же самое. Во время этих уроков часто приставали другие мальчики и, зная тон и содержание повести, часто подсказывали и прибавляли свои верные черты»'*. Главная задача такой организации уроков состо ит в том, чтобы открыть, так сказать, объективиро вать процесс мышления, усвоения, учения и его ре зультаты перед учителем и перед самими учениками. Такая система приемов изучения была введена Тол стым как прямой протест против формальной орга низации урока в современных ему немецких школах. ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 67. 2 Т а м ж е, стр. 303. ^ Т а м же, стр. 307. ж е, стр. ■‘ Там 308. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=