Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

/ к выполнению своего рода комплексных упражнениГ. требующих от ученика умения соединять знания из разных учебных предметов, т. к. понимание различ­ ных явлений, процессов требует от человека сразу знаний из разных областей наук. "■ Особое значение в успешности усвоения знании Толстой придавал слову ученика, как устному так и письменному, созданию на уроке благоприятной об­ становки для спора, беседы, обмена впечатлениями и мнениями, взаимоконтроля, диспута. Часто, почти на каждом уроке, в целях более прочного усвоения и запоминания только что услы шанного по истории, географии, чтению, ученики не­ заметно втягивались учителем в беседу. Пересказы­ вали друг другу, спорили, уточняли, исправляли-друг другу ошибки. Получалось как-то само-собой, что ученики разбивались на небольшие группы и стара­ лись, выражаясь словами Толстого, «помериться» своими знаниями. Групповая форма повторения, за­ крепления нового материала, взаимоконтроля ожив­ ляла детей, а пересказывание было одним из люби- мейших ими приемов учебной работы. «Редко кто рассказывает один,—читаем мы,—Они сами отбира­ ются группами, равными по силам, и рассказывают, поощряя, поджидая и поправляя один другого. «Ну, давай с тобой!» говорит один другому, но тот, к ко­ му обращаются, знает, что он ему не по силам, и от­ сылает его к другому. Как только повысказалнсь, успокоились, приносят свечи, и уже другое настрое­ ние находит на мальчиков»'. Стремление рассказы­ вать, разъяснять друг другу на уроках становилось для учеников насущной потребностью, а не только привычкой. Быстро и легко проходила всякий раз самоорганизация: один читает, и все друг другу рас­ сказывают. Огромную педагогическую действенность имел прием коллективного написания сочинений, которым нередко пользовался Л. Ы. Толстой и рекомендовал его другим учителям в своей замечательной статье «Кому у кого учиться писать; крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» i Л. Н. Т о л с.т о й. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 41. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=