Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
/ к выполнению своего рода комплексных упражнениГ. требующих от ученика умения соединять знания из разных учебных предметов, т. к. понимание различ ных явлений, процессов требует от человека сразу знаний из разных областей наук. "■ Особое значение в успешности усвоения знании Толстой придавал слову ученика, как устному так и письменному, созданию на уроке благоприятной об становки для спора, беседы, обмена впечатлениями и мнениями, взаимоконтроля, диспута. Часто, почти на каждом уроке, в целях более прочного усвоения и запоминания только что услы шанного по истории, географии, чтению, ученики не заметно втягивались учителем в беседу. Пересказы вали друг другу, спорили, уточняли, исправляли-друг другу ошибки. Получалось как-то само-собой, что ученики разбивались на небольшие группы и стара лись, выражаясь словами Толстого, «помериться» своими знаниями. Групповая форма повторения, за крепления нового материала, взаимоконтроля ожив ляла детей, а пересказывание было одним из люби- мейших ими приемов учебной работы. «Редко кто рассказывает один,—читаем мы,—Они сами отбира ются группами, равными по силам, и рассказывают, поощряя, поджидая и поправляя один другого. «Ну, давай с тобой!» говорит один другому, но тот, к ко му обращаются, знает, что он ему не по силам, и от сылает его к другому. Как только повысказалнсь, успокоились, приносят свечи, и уже другое настрое ние находит на мальчиков»'. Стремление рассказы вать, разъяснять друг другу на уроках становилось для учеников насущной потребностью, а не только привычкой. Быстро и легко проходила всякий раз самоорганизация: один читает, и все друг другу рас сказывают. Огромную педагогическую действенность имел прием коллективного написания сочинений, которым нередко пользовался Л. Ы. Толстой и рекомендовал его другим учителям в своей замечательной статье «Кому у кого учиться писать; крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» i Л. Н. Т о л с.т о й. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 41. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=