Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

<^потому что знание наизусть затемняет ход вычнсле- инн»'. Правила действия тоже не следует спешить подсказывать детям, а лишь наводить на них, упраж­ нять в выявлении математических закономерностей, так. как это должно стать «одно из тех открытий, ко­ торое должен сделать сам ученик»^. Ум человека только тогда принимает обобщения, писал Лев Нико­ лаевич, когда он сам его сделал. Непременным требо­ ванием к упражнениям по арифметике Толстой вы­ двигал систематическое чередование задач на мате­ риале из жизни (пра,ктических) с Задачами отвлечен­ ными, взятыми из «чистой математики». Особым видом упражнений для более сильных учеников можно считать введение Толстым в практи­ ку Яснополянской школы занятия старших с млад­ шими в свободное от уроков время. Например, в «Дневнике Яснополянской школы» немало таких записей: «П[етр В]асильевич, прошу —заставляйте из стар­ шего класса по переменам учить математике млад­ ших. Ежели я не приду, приглашайте их —очередных учителей,—ко мне за наставлением»^. Элементы взаимообучения повышали у учащихся стремление лучше усвоить материал, отыскать спосо­ бы наиболее понятного разъяснения сложного мате­ риала своему товарищу или младшему ученику и тем самым уточнять и закреплять свои знания. Общие требования Толстого к постановке упраж­ нений в обучении можно свести к следующим; тесная связь материала и характера упражнений .с жизнью, с тем, что детям окажется нужным как для самосто-^ ятельного продолжения учения, так и непосредствен­ ного применения в практической жизни. А это озна­ чает прежде всего умение самостоятельно мыслить и выражать свои мысли в слове; постепенное усложне­ ние упражнений, от подражательных до творческих; сочетание многообразия форм упразднений —устных, письменных, графических, практически-трудовых; со­ четание индивидуальных и коллективно-групповых форм упр'ажнений; постепенное подведение учащихся 1 Л. Н. Т о л с т о й . Поли, собр .соч., т. 22, стр. ж е, стр. 183. ^ Т а м л\ с, tijj. xuli . 3 Т а м же, т, 8, стр. 456. 182. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=