Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
ка определился своеобразный стиль изложения, и приходило время, когда давались упражнения на угадывание, чье читалось сочинение. Большое коли чество упражнений Толстой рекомендовал для уяс нения учащимся различных устных и письменных жанров. Ведь в жизни человек пользуется приемами описания, рассказа, были и т. д. Переходя от одного текста к другому, через все четыре книги для чтения Толстой ставит ученика в условия упражнения в ус воении особенностей таких жанров, как сказка, быль, рассказ, басня, описание, рассуждение, стихи, были ны. Уже в первой книге дается, например, три опи сания («Эскимосы», «Море», «Сан-готардская соба ка», а рассуждение —всего одно («Куда девается во да из моря?»). Однако преимущество отдается в пер вой книге сказкам, басням, былям, что соответству ет младшему возрасту. Такие «были», как «Косточ ка», «Котенок», «Как тетушка рассказывала бабуш ке о том, как ей разбойник Емелька Пугачев дал гри венник» и другие, хорошо известны и нашим школь никам. Постепенно во 2-й, 3-й и 4-й книгах для чтения преимущество от сказки, басни, рассказа переходит к описаниям, рассуждениям, циклам рассуждений (на пример, рассуждение «Тепло» состоит из трех частей, рассуждение «Ветер»—из двух: «Отчего бывает ветер», «Для чего ветер», рассуждение «Газы» —из четы рех частей и т. д.). В области математики Толстой считал особенно эффективным такие упражнения, как составление учащимися примеров и задач на материале из жиз ненного опыта, разложение числа и сведение чисел к единице, упражнение на измерение, развитие гла- збмера, чувства веса предметов, определение поряд ка действий, составление упражнений с предметным заданием, например, на построение бассейна ' и т. д. Главной чертой упражнений по арифметике у Толстого является максимальная мобилизация созна тельности действий ученика. Ни малейшего элемента механического заучивания! Даже таблицу умноже ния (на первых порах ее изучения) Толстой считал не только бесполезным заучиванием, но даже вредным, ' Л. И. Т о л с т ой . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 455. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=