Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ка определился своеобразный стиль изложения, и приходило время, когда давались упражнения на угадывание, чье читалось сочинение. Большое коли­ чество упражнений Толстой рекомендовал для уяс­ нения учащимся различных устных и письменных жанров. Ведь в жизни человек пользуется приемами описания, рассказа, были и т. д. Переходя от одного текста к другому, через все четыре книги для чтения Толстой ставит ученика в условия упражнения в ус­ воении особенностей таких жанров, как сказка, быль, рассказ, басня, описание, рассуждение, стихи, были­ ны. Уже в первой книге дается, например, три опи­ сания («Эскимосы», «Море», «Сан-готардская соба­ ка», а рассуждение —всего одно («Куда девается во­ да из моря?»). Однако преимущество отдается в пер­ вой книге сказкам, басням, былям, что соответству­ ет младшему возрасту. Такие «были», как «Косточ­ ка», «Котенок», «Как тетушка рассказывала бабуш­ ке о том, как ей разбойник Емелька Пугачев дал гри­ венник» и другие, хорошо известны и нашим школь­ никам. Постепенно во 2-й, 3-й и 4-й книгах для чтения преимущество от сказки, басни, рассказа переходит к описаниям, рассуждениям, циклам рассуждений (на­ пример, рассуждение «Тепло» состоит из трех частей, рассуждение «Ветер»—из двух: «Отчего бывает ветер», «Для чего ветер», рассуждение «Газы» —из четы­ рех частей и т. д.). В области математики Толстой считал особенно эффективным такие упражнения, как составление учащимися примеров и задач на материале из жиз­ ненного опыта, разложение числа и сведение чисел к единице, упражнение на измерение, развитие гла- збмера, чувства веса предметов, определение поряд­ ка действий, составление упражнений с предметным заданием, например, на построение бассейна ' и т. д. Главной чертой упражнений по арифметике у Толстого является максимальная мобилизация созна­ тельности действий ученика. Ни малейшего элемента механического заучивания! Даже таблицу умноже­ ния (на первых порах ее изучения) Толстой считал не только бесполезным заучиванием, но даже вредным, ' Л. И. Т о л с т ой . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 455. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=