Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
к «Азбуке» Толстой как бы обобщает свои требова ния в области работы над понятием и дает своего ро да кредо: «Вообще давайте ученику как можно боль ше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии. Сообщайте определение... правило, название — только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод,—когда общий выводке затрудняет, а облегчает его» ’. (Г. Б.). Чрезвычайно ценным является постановка Толс тым вопроса о необходимости в процессе обучения решать вместе с вооружением знаниями также задачу вооружения учащихся методом науки. «Не то доро го, знать,— говорил он, что земля круглая, а до рого знать, как дошли до этого» Именно так стре мился Толстой построить свои уроки — рассказы в «Азбуке». Например, в рассказе «Гальванизм» речь идет о том, как Гальвани и Вольта пришли к своим открытиям. Поэтому он считал меньшим педагоги ческим злом, если у школьника сложилось ложное понятие о каком-либо предмете, чем формальное зна^ ние. «Ученик, полагающий, что земля стоит н а . воде и рыбах, судит гораздо здравее, чем тот, который ве рит, что земля вертится, и не умеет этого понять и объяснить» Большую роль в достижении прЬчных знаний, уме ний, навыков Толстой отводил упражнениям. Упраж нения он рассматривал как действенный метод не только формирования прочных умений и навыков, но и развития познавательных сил и творческих способ ностей учащихся (например, упражнения в написа нии сочинений, стихосложении, составлении задач и т. д.). Характерной чертой отношения Толстого к методу упражнения, как и к любому из методов обучения, яв ляется постоянный творческий поиск более живых приемов, беспощадная критика всего неудачного, формального, что обнаруживал он не тол^ько в чу- ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 183. 2 Там же, стр. 104. ® Т а м ж е, т. 22, стр. 181, 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=