Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

мятью. Так учились и буквы, н склады, и процесс чтения, и история, и география, и даже математика... Детей заучивают,—продолжает Толстой.—Школа классифицирует мнимые знания, которых не успел ребенок приобресть в жизни»'. Действительные зна­ ния, неоднократно подчеркивает Толстой, приобрета­ ются только непосредственным жизненным путем и что «для увеличения массы понятий необходимо уси­ ление способов приобретения по этому пyти»^. Он считал, что школа никакой искусственной нагляднос­ тью не может восполнить недостающего ребенку жиз­ ненного опыта, потому что приобретение знаний тре­ бует не только внимания, но и увлечения. Для того, чтобы ребенок узнал, например, что такое лошадь и все части ее, писал он, надобно, чтоб он когда-нибудь полюбил всей душой свою или отцовскую живую лошадь. Одним из естественных приемов уяснения новых понятий Толстой рекомендовал самостоятельную ра­ боту с книгой, учебниками, когда ученик сам на ос­ нове контекста постепенно осознает смысл нового для него слова. Поэтому он считал вредным такую организацию объяснительного чтения, при которой каждое новое слово —понятие, встречающееся в тек­ сте, подвергалось истолковыванию учителем. И он рекомендовал в определенной мере использовать та­ кой, например, прием; «давать ученику случай при­ обретать новые понятия и слова из общего смысла речи. Раз он услышит или прочтет непонятное слово в понятной фразе, другой раз в другой фразе, ему смутно начнет представляться новое понятие, и он почувствует, наконец, случайно, необходимость упот­ ребить это слово,—употребит раз, и слово и понятие сделаются его собственностью»®. Этот прием форми­ рования понятий также рассчитан на повышение эле­ мента самостоятельности мышления учащегося з учебном процессе. Главное, чтобы потом найти десят­ ки случаев естественно проверить, сколь успешно справился ученик с этой задачей, не вкралась ля ошибка в его понимание. В методических заметках ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8. стр. 969. ^Т а м же, стр. 27U. 3 Т а м же, стр. 64. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=