Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

всколыхнули широчайшие педагогические круги. Реак­ ционные педагогические круги, буржуазные ученые и общественные деятели враждебно относились к творе­ ниям Л. Н. Толстого, старались скрыть его прогрессив­ ные идеи, критику им современных социально-экономи­ ческих устоев общества. В. И. Ленин писал; «Толстой- художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и де/\ сяткн миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот».' Но как бы ни старались буржуазные чиновники, одетые в педагогический мундир, скрыть педагогиче­ ские творения Толстого, им это не удалось. Прогрес­ сивные педагоги, ученые и общественные деятели в России и за рубежом все больше обращались к педа­ гогическому наследию Л. Н. Толстого. Сотни педаго­ гов и общественных деятелей в области просвещения выступили на страницах печати в России и за рубежом с оценкой педагогических воззрений и практики Тол­ стого. Прогрессивные педагоги и общественные деятели критиковали ошибочные политические взгляды Толсто­ го и его некоторые незрелые педагогические идеи. Но в то же время они высоко оценили его новаторство в об­ ласти педагогики, его педагогическое мастерство и та­ лант, гуманность. Особенно дорога для нас ленинская оценка насле­ дия Л. Н. Толстого, В. И. Ленин отмечал: «Л. Н. Тол­ стой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его призведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе»^ Эта оценка относится не только к.художественному творчеству ге­ ниального писателя, но в значительной мере и к педа­ гогическим взглядам Толстого, нашедшим отражение во многих его художественных и публицистических произведениях. Ценна также оценка педагогической деятельности Л. Н. Толстого, данная Н. Г. Чернышевским. Н. Г.Че ])- ' в. и. Л е н н н. Пол. собр. соч., т. 20, стр. 19. 2 Т а м же.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=