Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

кое граница, закон, казна, дворяне, духовенство, сол­ даты, государство, сословия н др.? Дети пытались «угадывать» ответы «для учителя», кое-как повторя­ ли на память набор слов без понимания воспринято­ го ими от учителя. «Урок продолжался два часа,—рас­ сказывает Толстой,—учитель уверен, что дети удер­ жали многое из сказанного, и в тако.м же роде про­ должает следующие уроки. И только впоследствии убеждается, что приемы его были неверны» *. О том, что подобный подход к обучению, не дал не только прочных знаний, но и не оставил ни малейшего впе­ чатления в детских умах, свидетельствует следующая запись Толстого: «Но после трех недель, во время которых я не мог заниматься сам в школе, я попро­ бовал продолжать начатое и убедился, что все преж­ нее было... самообманывание. Ни один ученик ие умел мне сказать, что такое граница, что такое Россия, русский ,что такое закон... все, что они выучили, за-, были, но вместе с^тем, все это знали по-своему» Самое страшное, что может случиться в результате проникновения формализма в преподавание, отмечал Толстой, это то, что ваши ученики, повторяя без по­ нимания ваши слова, превращаются постепенно в лю­ дей «чужим умом» говорящих, «чужим умом» дума­ ющих» 3. «Голые результаты вредно действуют на ученика,—писал он,—и приучают его верить на сло­ во»‘',в результате чего задерживается умственное развитие ученика. В статье «Об общественной дея­ тельности на поприще народного образования» Тол­ стой обращает особое внимание на необходимость связи обучения с жизнью как главное средство пре­ дупреждения формализма в усвоении детьми поня­ тий®. Истинные и прочные знания дает только сама жизнь и учение, если оно тесно связано с ней. «Шко­ ла думала,—пишет он,—что без участия жизни она может давать знания ученикам, но такое знание мог­ ло быть воспринимаемо 'только одним путем —па- ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 100. 2 Т а м ж е . 3 Т а м ж е, стр. 225. 4 Т а м ж е, т. 22, стр, 182, 5 Подробнее см. статью И. Т. Арискина «Вопросы связи обучения с жизнью в творчестве Л. Н. Толстого» («Толстовский сборник», Тула, 1964, стр. 268—280). 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=