Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ется самого понятия о соответствующих явлениях, предметах, их взаимосвязях. Поэтому-то ученик, не имеющий в сознании этой основы, вынужден опери­ ровать лишь оболочкой слов, внешней их формой и зазубривать их в определенном порядке. Здесь слово перестает быть словом как таковым, ибо слово и по­ нятие всегда связаны. Отношение слова к мысли и образованию новых понятий Толстой рассматривал как «такой сложный, таинственный и нежный процесс души»’, что всякое грубое, неумелое в.мешательство лишь задерживает и уродует его. Справедливо опасаясь формализма в раскрытии перед учащимися новых понятий, он при­ шел к неверным суждениям о якобы полной невоз можности руководства формированием у детей новых понятий и недопустимости вмешательства школы и учителя в этот процесс. Дело учителя, говорил Тод- стой, лишь в том, чтобы систематизировать, обоб­ щать, закреплять уже имеющиеся у учащегося поня­ тия. Но ни теоретически, ни тем более практически, он сам не смог остаться последовательным в защите этой точки зрения, так как объективные функции процесса обучения не укладываются в эти рамки. Формирование новых понятий в сознании ученика — одна из главных задач истинного процесса обучения. Исход же этого процесса зависит от мировоззрения учителя, руководящего им, и от характера избирае­ мых йм методов и приемов обучения. Поэтому к фор­ мализму в знаниях может привести даже сократиче­ ский метод, или как его теперь называют поисковый, если им злоупотреблять, применять без достаточных оснований, софистически, схоластически. Толстой под­ верг резкой критике свои собственные ошибки в применении этого метода. Не без горькой иронии он рассказал на примере одного из своих уроков, до ка- кой степени уродливости можно довести метод эври- стической беседы, насильственно навязывая детям все новые и новые понятия, чаще всего недоступные их пониманию до определенного времени. Как-то, в течение урока в хитроумной, как казалось самому учителю, беседе Лев Николаевич упорно пытался разъяснить, что такое Россия и где ее конец? Что та- ' л. Н. T o . i c T o i ' f . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 62—63. | 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=