Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ем применения наглядности, как импровизирование детьми инсценировок. Яркое, образное восприятие изучаемого материала, особенно по истории, при чте­ нии художественной литературы, вызывало, по сло­ вам Л. Н. Толстого, нередко у школньиков неудер­ жимое стремление к самостоятельной творческой им­ провизации, стремление все изобразить в лицах, сно­ ва пережить все услышанное, но уже не мысленно, а через действие. Дети стремились перевоплотиться в героев, поразивших их воображение. «Недавно,— рассказывает о подобном случае Лев Николаевич,— мы в первом классе читали «Вия» Гоголя; последние сцены подействовали сильно и раздражили их сооб­ ражение, некоторые в лицах представляли ведьму, и все вспоминали последнюю ночь»'. Такое состояние психики учащихся Толстой считал весьма ценным для учения и заслуживающим его поддержания и удовлетворения. Однако чувственное восприятие изучаемого, хотя и является нитью, связывающей обучение с жизнью, но представляет собой лишь подготовительную часть процесса обучения, служит важнейшим условием для успешной работы по формированию системы понятий по каждому из учебных предметов. Понятие —основа знания, и поэтому Толстой с особым пристрастием относился к методике работы над понятием. Эта сту­ пень процесса обучения, как известно, является са­ мым его уязвимым' местом. Здесь на каждом шагу учителя и ученика подстерегает опасность формализ­ ма—злейшего врага человеческого мышления. По тонким наблюдениям Толстого, наибольшая возможность появления формализма в мышлении ученика возникает в тот момент, когда должно про­ исходить слияние слова с понятием. «Почти всегда,— замечает он,—непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие» Разрыв между словом и понятием, опережение по­ нятия словом и есть существо формальных знаний, когда за произносимыми словами, правилами, форму­ лами, выводами в сознании ученика не обнаружива- ■Л. Н. Т о л с т о й . Поли, собр, соч., т. 8, стр. 43. 2 Т а м же. стр. "62—63. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=