Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
ем применения наглядности, как импровизирование детьми инсценировок. Яркое, образное восприятие изучаемого материала, особенно по истории, при чте нии художественной литературы, вызывало, по сло вам Л. Н. Толстого, нередко у школньиков неудер жимое стремление к самостоятельной творческой им провизации, стремление все изобразить в лицах, сно ва пережить все услышанное, но уже не мысленно, а через действие. Дети стремились перевоплотиться в героев, поразивших их воображение. «Недавно,— рассказывает о подобном случае Лев Николаевич,— мы в первом классе читали «Вия» Гоголя; последние сцены подействовали сильно и раздражили их сооб ражение, некоторые в лицах представляли ведьму, и все вспоминали последнюю ночь»'. Такое состояние психики учащихся Толстой считал весьма ценным для учения и заслуживающим его поддержания и удовлетворения. Однако чувственное восприятие изучаемого, хотя и является нитью, связывающей обучение с жизнью, но представляет собой лишь подготовительную часть процесса обучения, служит важнейшим условием для успешной работы по формированию системы понятий по каждому из учебных предметов. Понятие —основа знания, и поэтому Толстой с особым пристрастием относился к методике работы над понятием. Эта сту пень процесса обучения, как известно, является са мым его уязвимым' местом. Здесь на каждом шагу учителя и ученика подстерегает опасность формализ ма—злейшего врага человеческого мышления. По тонким наблюдениям Толстого, наибольшая возможность появления формализма в мышлении ученика возникает в тот момент, когда должно про исходить слияние слова с понятием. «Почти всегда,— замечает он,—непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие» Разрыв между словом и понятием, опережение по нятия словом и есть существо формальных знаний, когда за произносимыми словами, правилами, форму лами, выводами в сознании ученика не обнаружива- ■Л. Н. Т о л с т о й . Поли, собр, соч., т. 8, стр. 43. 2 Т а м же. стр. "62—63. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=