Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
с ней, когда она подмокнет..., как устроена наилуч шая машина для пряжи бумаги?» и т. д. На все эти вопросы, по свидетельству Толстого, дети не смогли дать ни одного ответа. И таковым было в большинстве случаев нагляд ное обучение также и в немецкой, швейцарской, рус ской школах, которые наблюдал Толстой. «Только ребенку, дошедшему до того,—с глубокой печалью говорил Лев Николаевич,—что он в жизнь свою не видел дерева и колоса ржи, может необходимо по казывать эти предметы в школе. До тех пор, пока ре бенок не Полежит в поле ржи... пока не заглядится на взмахи топора мужика, срубающего дерево, не по ковыряет почки коры этого дерева, до хех пор он не узнает ни ржи, ни дерева, несмотря на наилучшие выставки разрезов дерев и колосьев»'. В конечном итоге Толстой приходит к печальному заключению: «Кроме самых уродливых толкований о том, что стол имеет четыре ножки и пол внизу, а потолок наверху и т. п., я ничего на практике не встретил в Германии и Швейцарии из метода нагляд ного обучения» 2. Постепенное усложнение видов и способов приме- не}{ия —одно из обязательных условий развивающей наглядности. Это прежде всего сочетание накапли ваемых, учеником представлений реальной действи тельности со словом учителя и речью, воображением, действием руки самого ученика. Описывая классы опытов для старших учеников, их высокую дидакти ческую эффективность, Л. Н. Толстой отмечает: «Тут сказочное происходит в действительности —все оли цетворяется ими: можжевеловый шарик, отталкивае мый сургучом, отклоняющая магнитная иголка, опил ки, бегающие по листку бумаги, под которой водят магнитолу представляется им живыми существами. Самые умные, понимающие при объяснении этих яв лений мальчики увлекаются и начинают ухать на иголку, на шарик, на опилки: «Вишь ты! куды! дер жи! Ух! Закатывай!»®. Высоко ценился им такой при- ' Л. Н. Т о л с т о й , Поля. собр. соч., т. 8, стр. 271—272. 2 Т а м ж е. 3 Т а м ж е , стр. 271. ' • Т а м же, стр. 43. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=