Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

с ней, когда она подмокнет..., как устроена наилуч­ шая машина для пряжи бумаги?» и т. д. На все эти вопросы, по свидетельству Толстого, дети не смогли дать ни одного ответа. И таковым было в большинстве случаев нагляд­ ное обучение также и в немецкой, швейцарской, рус­ ской школах, которые наблюдал Толстой. «Только ребенку, дошедшему до того,—с глубокой печалью говорил Лев Николаевич,—что он в жизнь свою не видел дерева и колоса ржи, может необходимо по­ казывать эти предметы в школе. До тех пор, пока ре­ бенок не Полежит в поле ржи... пока не заглядится на взмахи топора мужика, срубающего дерево, не по­ ковыряет почки коры этого дерева, до хех пор он не узнает ни ржи, ни дерева, несмотря на наилучшие выставки разрезов дерев и колосьев»'. В конечном итоге Толстой приходит к печальному заключению: «Кроме самых уродливых толкований о том, что стол имеет четыре ножки и пол внизу, а потолок наверху и т. п., я ничего на практике не встретил в Германии и Швейцарии из метода нагляд­ ного обучения» 2. Постепенное усложнение видов и способов приме- не}{ия —одно из обязательных условий развивающей наглядности. Это прежде всего сочетание накапли­ ваемых, учеником представлений реальной действи­ тельности со словом учителя и речью, воображением, действием руки самого ученика. Описывая классы опытов для старших учеников, их высокую дидакти­ ческую эффективность, Л. Н. Толстой отмечает: «Тут сказочное происходит в действительности —все оли­ цетворяется ими: можжевеловый шарик, отталкивае­ мый сургучом, отклоняющая магнитная иголка, опил­ ки, бегающие по листку бумаги, под которой водят магнитолу представляется им живыми существами. Самые умные, понимающие при объяснении этих яв­ лений мальчики увлекаются и начинают ухать на иголку, на шарик, на опилки: «Вишь ты! куды! дер­ жи! Ух! Закатывай!»®. Высоко ценился им такой при- ' Л. Н. Т о л с т о й , Поля. собр. соч., т. 8, стр. 271—272. 2 Т а м ж е. 3 Т а м ж е , стр. 271. ' • Т а м же, стр. 43. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=