Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

изображаемого илн нет. Толстой считал обязатель­ ным условие.м для нормального умственного развития ребенка систематическое аппелирование учителя к впечатлениям и образам реальной действительности сложившимся в, процессе его жизненного опыта, так сказать, к его внутренней наглядности. Бесполезно, бесплодно на определенном уровне развития ребенка предлагать ему изображения предмета, если к тако­ вому в жизни у ребенка не возникло никакого от­ ношения. С этой целью Толстой подверг критике опыт на­ глядного обучения И. Г. Песталоцци. Особенно резко Толстой выступал против так на­ зываемых предметных уроков, считая их чисто фор­ малистическими методами применения наглядности, где нет никакой внутренней системы и потому ни­ какого положительного влияния на умы учеников. Так, побывав на таких уроках в школах Англии, он отмечал: «В Лондонских же предметных уроках ус­ тановилась какая-то казенная мера, имеющая столь мало основания и требующая... только покорного за­ учивания от учеников»'. Наглядность, если подходить к ее применению формально, не спасет учеников от зубрежки, от не­ знания действительных вещей и явлений, от умст­ венного отупения. О трагедии такого обучения можно судить из следующей зарисовки Толстым своих впе­ чатлений от посещенных им предметных уроков. «Любезный директор лондонской школы, по моей просьбе сделал экзамен ученика^! из предметного урока «хлопчатая бумага». Надо было видеть,— рас­ сказывает он,—спокойную самоуверенность дирек­ тора, когда он и учитель делали вопросы о том, ка­ кое растение хлопчатая бумага? Как оно обрабаты­ вается? Где производится, каким путем приходит к нам и как выделывается на фабриках? Ученики отве­ чали отлично, очевидно, наизусть. Я попросил позво-- ления сделать от себя несколько вопросов: Я спро­ сил: к какому классу растений принадлежит хлопча­ тая бумага; спросил —какая почва нужна для нее, какие составные химические части ее, что сделается ■Л. Н. Т о л с т о й , Поли. собр. соч., т. 8, стр. 73. 2* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=