Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
изображаемого илн нет. Толстой считал обязатель ным условие.м для нормального умственного развития ребенка систематическое аппелирование учителя к впечатлениям и образам реальной действительности сложившимся в, процессе его жизненного опыта, так сказать, к его внутренней наглядности. Бесполезно, бесплодно на определенном уровне развития ребенка предлагать ему изображения предмета, если к тако вому в жизни у ребенка не возникло никакого от ношения. С этой целью Толстой подверг критике опыт на глядного обучения И. Г. Песталоцци. Особенно резко Толстой выступал против так на зываемых предметных уроков, считая их чисто фор малистическими методами применения наглядности, где нет никакой внутренней системы и потому ни какого положительного влияния на умы учеников. Так, побывав на таких уроках в школах Англии, он отмечал: «В Лондонских же предметных уроках ус тановилась какая-то казенная мера, имеющая столь мало основания и требующая... только покорного за учивания от учеников»'. Наглядность, если подходить к ее применению формально, не спасет учеников от зубрежки, от не знания действительных вещей и явлений, от умст венного отупения. О трагедии такого обучения можно судить из следующей зарисовки Толстым своих впе чатлений от посещенных им предметных уроков. «Любезный директор лондонской школы, по моей просьбе сделал экзамен ученика^! из предметного урока «хлопчатая бумага». Надо было видеть,— рас сказывает он,—спокойную самоуверенность дирек тора, когда он и учитель делали вопросы о том, ка кое растение хлопчатая бумага? Как оно обрабаты вается? Где производится, каким путем приходит к нам и как выделывается на фабриках? Ученики отве чали отлично, очевидно, наизусть. Я попросил позво-- ления сделать от себя несколько вопросов: Я спро сил: к какому классу растений принадлежит хлопча тая бумага; спросил —какая почва нужна для нее, какие составные химические части ее, что сделается ■Л. Н. Т о л с т о й , Поли. собр. соч., т. 8, стр. 73. 2* 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=