Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
телем, а такл<е и самостоятельное изучение материа ла; соединение изучаемого с личным познавательным опытом ученика; анализ, синтез, обобщение явлений и уточнение знаний, самоконтроль знаний учащими ся и постоянный естественно протекающий контроль учителя за качеством усвоения учебного материала учащимися. Однако любой способ, утверждает, Тол стой, останется бессильным в руках самого талант ливого учителя, если материал урока или книги бу дет чужд миру ребенка, нейонятен и недоступен трез вому реалистическому взгляду его на окружающий мир. Остановимся кратко на раскрытии хотя бы неко торых из названных выше условий достижения проч ных знании. Могучим средством достижения созна- пельных и прочных знаний Толстой справедливо рас сматривал наглядность. В это понятие он вкладывал очень широкий смысл. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действи тельности. Наглядность в обучении должна быть так применена, чтобы обеспечить яркое эмоциональное запечатление ребенком живых образов, пробудить в ученике здоровое воображение, плодотворную фан тазию, стремление к глубокому познанию вещей, яв лений. Поэтому Толстой признавал почти единствен но правомерными средствами наглядности сами ре альные предметы, окружающую ребенка действи тельность и пополнение впечатлений о ней через по вседневное наблюдение в быту, труде, прогулках, дет ских играх, а также через школьные опыты, экспе рименты, экскурсии. Обязательными условиями ис пользования наглядности в обучении Толстой считал соблюдение ее меры, места, постепенного усложнения и разнообразие форм. Чувство меры и места он по нимал как недопустимость перегрузки урока искус ственными ее формами, т. е. картинами, изображе ниями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Он резко, отрицательно относился к опыту зарубежной школы, где с вели чайшим педантизмом чуть ли ни каждое слово в уро ке сопровождалось показом соответствующей картин ки, с подробнейшим и нудным разбором, независимо от того, знаком ли ребенок с реальным предметом 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=