Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

телем, а такл<е и самостоятельное изучение материа­ ла; соединение изучаемого с личным познавательным опытом ученика; анализ, синтез, обобщение явлений и уточнение знаний, самоконтроль знаний учащими­ ся и постоянный естественно протекающий контроль учителя за качеством усвоения учебного материала учащимися. Однако любой способ, утверждает, Тол­ стой, останется бессильным в руках самого талант­ ливого учителя, если материал урока или книги бу­ дет чужд миру ребенка, нейонятен и недоступен трез­ вому реалистическому взгляду его на окружающий мир. Остановимся кратко на раскрытии хотя бы неко­ торых из названных выше условий достижения проч­ ных знании. Могучим средством достижения созна- пельных и прочных знаний Толстой справедливо рас­ сматривал наглядность. В это понятие он вкладывал очень широкий смысл. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действи­ тельности. Наглядность в обучении должна быть так применена, чтобы обеспечить яркое эмоциональное запечатление ребенком живых образов, пробудить в ученике здоровое воображение, плодотворную фан­ тазию, стремление к глубокому познанию вещей, яв­ лений. Поэтому Толстой признавал почти единствен­ но правомерными средствами наглядности сами ре­ альные предметы, окружающую ребенка действи­ тельность и пополнение впечатлений о ней через по­ вседневное наблюдение в быту, труде, прогулках, дет­ ских играх, а также через школьные опыты, экспе­ рименты, экскурсии. Обязательными условиями ис­ пользования наглядности в обучении Толстой считал соблюдение ее меры, места, постепенного усложнения и разнообразие форм. Чувство меры и места он по­ нимал как недопустимость перегрузки урока искус­ ственными ее формами, т. е. картинами, изображе­ ниями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Он резко, отрицательно относился к опыту зарубежной школы, где с вели­ чайшим педантизмом чуть ли ни каждое слово в уро­ ке сопровождалось показом соответствующей картин­ ки, с подробнейшим и нудным разбором, независимо от того, знаком ли ребенок с реальным предметом 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=