Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
отвечающей природе детской натуры, ее любозна тельности и потребности к свободе развития; 2. Постоянную и разностороннюю связь обучения с жизнью, обучения с воспитанием; 3. Применение в обучении разнообразных мето дов и приемов в соответствии с особенностями дет ской -психики (наглядности, упражнений, творческих работ, эксперимента и опытов, работы с книгой н т. д.); 4. Предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и твор ческой работы, при незаметном направляющем влия нии учителя; 5. Стремление к осуществлению межпредметных связей в усвоении отдельных предметов; 6. Систематическое, разумно поставленное повто рение и обобщение изучаемого; 7. Наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися; 8. Тесная органическая связь между урочной и не урочной познавательной деятельностью детей; 9. Обеспечение в школе связи умственного с фи зическим развитием ребенка. Л. Н. Толстой отрицал ту мысль, будто каким-то отдельным изолированным средством или приемом возможно достичь основательных и прочных знаний. Запоминание готовых единиц знаний, превращение заучивания в самоцель, для демонстрации якобы твердых знаний перед начальством, ради контроля и в ущерб естественному ходу развития знания в голо ве ребер?ка —тотчас же превращается, утверждал он, в зазубривание, и тем самым обучение теряет всякий жизненный смысл. • Ряд замечаний, высказываний и примеров анализа процесса обучения по отдельным предметам, остав ленных Толстым, дает нам возможность примерно воспроизвести использовавшийся им путь к дости жению прочных знаний, умений, навыков. Схематич но его можно представить так; чувственное восприя тие ребенком явлений действительности (желательно преимущественно в повседневной жизни, в быту ре бенка), наблюдение учащимся образцов учебной де ятельности и восприятие сведений, сообщаемых учи- 2 Заказ 9857 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=