Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

разовапия у него нередко ставилась религия, а гово­ ря о практике, связи знаний с жизнью, он не подни­ мался до уровня понимания ее преобразующей рол i. Вместе с тем, прочность знаний Толстой справед­ ливо рассматривал и как одни из существенных ре­ зультатов правильного обучения, одну из практиче­ ских целей, тесно связанных с требованиями самой жизни. Одновременно прочные знания учащихся — это высшая оценка работы учителя, его радость и гордость, а Также честь школы, если эти прочные и ocoaiiatiHbie знания получены учеником с сохранением им дальнейшего стремления к новым знаниям и чув­ ства собственного человеческого достоинства, т. е. без побоев, грубости и оскорблений со стороны учащих. «Я был с новым учителем .в гостях у одного ученика,—вспоминает Лев Николаевич,—и, чтобы похвастаться перед учителем, заставил ученика ре­ шить алгебраическую задачу. Мать возилась у печи, и мы забыли ее, слушая, как сын ее озабоченно и бойко перестраивая уравнение, говорил 2ав —c = d, разделенному на 3 и т. п...» Мать, по словам Льва Николаевича, все время чему-то смеялась. Видимо, у родителей хорошие знания их детей также вызывали чувство особой радости и гордости. «Другой отец,— продолжает Лев Николаевич,—солдат, приехав за сыном, застал его в класср рисования и, увидев ис­ кусство сына, начал ему говорить «вы» и не решился в классе передать ему котелки, привезенные в гос­ тинец»^. Процесс достижения прочных знаний, умений, на­ выков осознавался Толстым как сложный, длитель­ ный, многоступенчатый, где все со всем связано. Что­ бы предупредить формализм, зубрежку в погоне за внешне прочными знаниями, он требовал от учителя соблюдения целого ряда условий, активной дея­ тельности. К важнейшн.м условиям успешного обучения во­ обще, достижения основательности и прочности зна­ ний, в частности. Толстой относил; 1. Создание в школе естественной, здоровой, бо рой и доброжелательной обстановки («дух школы»). ‘ Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, стр. 51. 2 Т а м ж е. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=