Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

дача. Выдвинуть эту задачу, как осознанную необ.хо - днмость, должны сами ученики. «Обыкновенно быва­ ет,—делится Толстой своим опытом,—что человек выучивается читать, а читать и понимать нечего; тут же вышло, что ученики убедились в том, что есть что. читать и понимать, и что для этого не достает у них умения, и они сами стали добиваться беглого чтения»'. Существенными признаками прочного знания, а также учения, навыка Толстой считал понимание су­ ти изучаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно-следственные отношения явле­ ний, умение объяснить и разъяснить другому то, что ты сам знаешь ясно, точно, образно выразить в сло­ ве то, что понимаешь, что считаешь усвоенным тобой. Именно о прочности знаний говорит умение самостоя­ тельно связать новое знание с прежним запасом зна­ ний по принципу сходства, различия, противопостав­ ления, умение применить теоретическое знание к практическим нуждам или объяснить те или иные яв­ ления окружающей действительнотн с точки зрения усвоенных знаний, наконец, быстрое и легкое воспро­ изведение имеющихся знаний при необходимости или в связи с восприятием нового материала, через лю­ бой отрезок времени. Одним из самых важных критериев прочности знаний Л. Н. Толстой считал умение приложить зна­ ния к жизни. Вскрывая формализм экзаменов и оцен­ ки знаний учащихся на основе инспекторского опро­ са на уроках, он фактически выразил свой взгляд на критерий прочности знаний, заявив: «Я учитель, оце- няю степень знания своих учеников так же верно, как оценяю степень своих собственных знаний, хотя бы ни ученик, ни я не докладывали мне уроков, а ежели посторонний хочет оценять эту степень знаний, то пускай он поживет с нами, изучит результаты и при­ ложения к жизни наших знаний» К сожалению, эти замечательные взгляды Толстого на сущность проч­ ных знаний не были ни целостными, ни последова­ тельными, и далеко не всегда им самим воплощались в педагогической деятельности, ибо содержанием об- 1 л. Н. Т о л с т о й . Поли. 2 Т а м же, стр. 79. собр. соч., т. 8, стр. 56. У 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=