Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

всякого человека,—писал Толстой в статье «Сель­ ский учитель,—поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Верней­ ший признак действительности и верности пути об­ разования есть удовлетворение, с которым оно вос­ принимается. Образование на деле и в книге не мо­ жет быть насильственно и Должно доставлять нас­ лаждение учащимся» 1. Важной предпосылкой проч­ ного усвоения знаний он также считал такой субъек­ тивный фактор, как наличие у школьника ясного по­ нимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых и осознание учеником жизненной значи­ мости изучаемого. Понимание цели знаний оживля­ ет ум ученика, мобилизует его волю и силы на прео­ доление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права потребовать от ученика закрепления в памяти того или иного знания или навыка. «Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться,— писал Толстой,—ежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать, чи­ тать или считать... Для того, чтобы ученик мог от­ даться весь учителю, нужно открыть ему одну сторо­ ну того покрова, который скрывал от него вею пре­ лесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под пос­ тоянным обаянием этого впереди его блещущего све­ та, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем!» Эту мысль Л. Н. Толстой прекрасно пояснил на примере критики господствовавшей тогда методики механического чтения. На опыте он доказал несосто­ ятельность утверждения, будто механическое чтение, предназначаемое для развития навыка беглого чте­ ния, должно предшествовать чтению с пониманием. Лев Николаевич организовал опыт обучения так, что­ бы овладение техникой чтения шло неразрывно с осознанием читаемого, и забота о понимании читае­ мого уже на первом этапе обучения была бы перво­ степенной задачей. Забота же о технике чтения не снималась,, а рассматривалась как производная за- ' Л. Н. Т о л с т о й . Пол. собр. соч., т. 8, стр. 394. 2 Там же, стр. 42, ' 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=