Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО В ОЦЕНКЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ Среди богатой, до бесконечности разнообразной де­ ятельности Л. Н. Толстого работа его как педагога за­ нимает особенно видное место. В 1848 году, гораздо раньше, чем появились его литературные произведения, он уже проявил заботу об устройстве школ в своей местности, а его статья. «В чем главная задача учите­ ля» датирована 1909 г. Более 60 лет, хотя и с перерывами, то как рядовой школьный учитель, то как педагог-публицист, то как редактор педагогического журнала или как состави­ тель русской азбуки и книг для чтения, работал Тол­ стой, этот гениальный русский педагог, теоретик и мы­ слитель, в интересах народной школы. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого в оценке русских и зарубежных педагогов представить в одной статье почти невозможно. Этой теме посвящены статьи проф. В. А. Вейкшана, опубликованные в журнале «Со­ ветская педагогика» (№ 9 за 1958 г. и № 11 за 1960 г.), а также частично отдельные статьи проф. В. Я. Стру- минского, напечатанные в том же журнале в различ­ ные годы. Не пересказывая содержания указанных статей, постараемся обобщить и привести некоторые дополни­ тельные данные, касающиеся оценки педгагогического наследия Л. Н. Толстого. Толстой, как известно, решительно выступал про­ тив современной ему педагогической теории, против схоластической казенной школы, находившейся в ру­ ках эксплуататорских классов. Эта страстная критика шаблонной буржуазной педагогики, как и его кипучая педагогическая деятельность, проникнутая смелым экс­ периментом, вся оригинальная система его педагоги­ ческих взглядов вошли весомым вкладом в историю русской и зарубежной педагогики. В свое время они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=