Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Особенно резкой критике подверглась Толстым господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаме­ нов, основанных на зазубривании. В какие бы новые модные слова ни маскировалась схоластика, он умел в любом виде рассмотреть ее суть и вел непримири­ мую борьбу с любым ее проявлением в обучении. Однако Толстой не выступал против принципа прочности усвоения знаний вообще, запоминания, за­ учивания, побуждения памяти к активной деятель­ ности как важнейшего элемента мысли. «Память,— о’^мечает он,—если слаба... требует своего развития. Обширность ума вызывает память. Обширность па­ мяти вызывает способность соображения»'. Л. Н. Толстой был хорошо знаком с естественно­ научными основами обучения на уровне современно­ го ему естествознания. В частности, ему были извест­ ны труды гениалнього русского физиолога И. М. Се­ ченова «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) и «Эле- м нты мысли» (1878 г.). И свои педагогические со­ ображения о сути прочных знаний и путях их дости­ жения он разрабатывал не только на основе личного опыта, обобщения педагогической практики, крити­ ческой переработки педагогической литературы, но и с учетом данных об условно-рефлекторной деятель­ ности мозга, роли анализаторов, единства организма с внешней средой и т. д. Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к проблеме прочности ус­ воения знаний, умений, навыков была опора на при­ родное стремление ребенка к знанию. Принцип прн- родосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим. «Желание учиться в детях так сильно,—отмечал он, что для удовлетворения этого желания они подчиня­ ются многим трудным условиям и простят много не­ достатков» 2. Природное стремление ребенка к зна­ нию, к открытию нового для,себя является драгоцен­ нейшим естественно-педагогическим условием, кото­ рое учителю необходимо всячески оберегать от раз­ рушения и потерь. «Образование есть потребность ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч.. т. 8, стр. .384. 2 Т а м же, стр. 42. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=