Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
Особенно резкой критике подверглась Толстым господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаме нов, основанных на зазубривании. В какие бы новые модные слова ни маскировалась схоластика, он умел в любом виде рассмотреть ее суть и вел непримири мую борьбу с любым ее проявлением в обучении. Однако Толстой не выступал против принципа прочности усвоения знаний вообще, запоминания, за учивания, побуждения памяти к активной деятель ности как важнейшего элемента мысли. «Память,— о’^мечает он,—если слаба... требует своего развития. Обширность ума вызывает память. Обширность па мяти вызывает способность соображения»'. Л. Н. Толстой был хорошо знаком с естественно научными основами обучения на уровне современно го ему естествознания. В частности, ему были извест ны труды гениалнього русского физиолога И. М. Се ченова «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) и «Эле- м нты мысли» (1878 г.). И свои педагогические со ображения о сути прочных знаний и путях их дости жения он разрабатывал не только на основе личного опыта, обобщения педагогической практики, крити ческой переработки педагогической литературы, но и с учетом данных об условно-рефлекторной деятель ности мозга, роли анализаторов, единства организма с внешней средой и т. д. Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к проблеме прочности ус воения знаний, умений, навыков была опора на при родное стремление ребенка к знанию. Принцип прн- родосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим. «Желание учиться в детях так сильно,—отмечал он, что для удовлетворения этого желания они подчиня ются многим трудным условиям и простят много не достатков» 2. Природное стремление ребенка к зна нию, к открытию нового для,себя является драгоцен нейшим естественно-педагогическим условием, кото рое учителю необходимо всячески оберегать от раз рушения и потерь. «Образование есть потребность ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч.. т. 8, стр. .384. 2 Т а м же, стр. 42. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=