Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Толстого, «с собой никто ничего не несет —ни книг, ни тетрадей,—читаем мы в статье «Яснополянская ижола за ноябрь и декабрь месяцы»,—уроков на дом не задают. j Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанно­ го вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера»*. И тем не менее мы имеем достаточно оснований утверждать, что Л. Н. Толстой внес ценный вклад в разработку принципа прочности в*обучении, наметил некоторые грани оригинальной системы, условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения прочных знаний, умений, навыков. В то же время он резко критиковал схоластический подход к обучению. Повторение наизусть слов, писал он, не есть знaниe»^. Самой отрицательной толстов­ ской оценкой способа обучения было признание его как способа (устного или печатного), ставящего уче­ ника перед необходимостью механического заучива­ ния. Так, «Заметки об английских учебных книгах для школ» буквально пестрят репликами типа: «кни­ га с катехизическими вопросами, делающими необ­ ходимым заучивание» или «книга... никуда не годит­ ся. Дидактизм во всей силе. Абстрактное правило ставится прежде конкретов жизни»® и т. п. Вот, например, как описывает состояние учебного процесса одна из бывших учениц Смольного инсти­ тута в период 1859—1860 гг., когда в нем начинал свою педагогическую деятельность К. Д. Ушинский; «В преподавании господствовал полный застой: долбне и умению чисто и изящно переписывать «за­ писки» учителей отдавали решительное предпочте­ ние... Воспитанницы обязаны к каждому уроку пере­ писать их как можно лучше и задолбить слово в с л о в о » И так было почти в каждой школе. ________ ^ ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, М., ГИ.ХЛ, 1936, стр. 30. 2 Т а м ж е, стр. 77. ^ Т а м ж е, стр. 395. 4 «Русский учитель». М., J959. стр. 44. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=