Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
Толстого, «с собой никто ничего не несет —ни книг, ни тетрадей,—читаем мы в статье «Яснополянская ижола за ноябрь и декабрь месяцы»,—уроков на дом не задают. j Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанно го вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера»*. И тем не менее мы имеем достаточно оснований утверждать, что Л. Н. Толстой внес ценный вклад в разработку принципа прочности в*обучении, наметил некоторые грани оригинальной системы, условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения прочных знаний, умений, навыков. В то же время он резко критиковал схоластический подход к обучению. Повторение наизусть слов, писал он, не есть знaниe»^. Самой отрицательной толстов ской оценкой способа обучения было признание его как способа (устного или печатного), ставящего уче ника перед необходимостью механического заучива ния. Так, «Заметки об английских учебных книгах для школ» буквально пестрят репликами типа: «кни га с катехизическими вопросами, делающими необ ходимым заучивание» или «книга... никуда не годит ся. Дидактизм во всей силе. Абстрактное правило ставится прежде конкретов жизни»® и т. п. Вот, например, как описывает состояние учебного процесса одна из бывших учениц Смольного инсти тута в период 1859—1860 гг., когда в нем начинал свою педагогическую деятельность К. Д. Ушинский; «В преподавании господствовал полный застой: долбне и умению чисто и изящно переписывать «за писки» учителей отдавали решительное предпочте ние... Воспитанницы обязаны к каждому уроку пере писать их как можно лучше и задолбить слово в с л о в о » И так было почти в каждой школе. ________ ^ ' Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 8, М., ГИ.ХЛ, 1936, стр. 30. 2 Т а м ж е, стр. 77. ^ Т а м ж е, стр. 395. 4 «Русский учитель». М., J959. стр. 44. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=