Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

ПРОБЛЕМА ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Как относился Л. Н. Толстой к проблеме прочности знаний в обучении? Это весьма принципиальный воп­ рос. Он всплывает, когда речь идет о критическом ис­ пользовании нами его педагогического наследия. Проблема прочное™ знаний —одна из тех, на тща­ тельную и первостепенную разработку которых ори­ ентирует известное постановление о школе, в котором подчеркивается: «Признать, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразователь­ ная, трудовая, политехническая. Ее главными зада­ чами является вооружение учащихся прочными зна­ ниями основ наук, формирование у них высокой ком­ мунистической сознательности, подготовка молодежи к жизни, сознательному выбору профессии»'. Ряд внешних сторон организации практики обу­ чения, а также некоторые теоретические высказыва­ ния Л. Н. Толстого по отдельным вопросам дидакти­ ки, взятые вне связи с его общей педагогической кон­ цепцией, могут навести на ложную мысль о якобы существенной недооценке им роли прочных знаний и соответственно принципа прочности в обучении. В защиту этой точки зрения могут быть приведены та­ кие факты, как полное исключение из практики Яс­ нополянской школы домашних заданий, официальное отрицание Толстым опроса, экзаменов и оценки зна­ ний, отсутствие в его педагогических работах специ­ альных статей и высказываний, непосредственно пос­ вященных вопросам прочности знаний, умений, на­ выков, резкая критика всех имевших в то время тео­ рий (русских и зарубежных), пропагандировавших механическое заучивание учебного материала. Все эти факты действительно имеют место в педагогике ' Постановление ЦК КПСС н Совета Министров Союза ССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Сб. приказов и инструк­ ций .Министерства просвещения РСФСР, .N» 7, 1967, стр. 5. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=