Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
ПРОБЛЕМА ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Как относился Л. Н. Толстой к проблеме прочности знаний в обучении? Это весьма принципиальный воп рос. Он всплывает, когда речь идет о критическом ис пользовании нами его педагогического наследия. Проблема прочное™ знаний —одна из тех, на тща тельную и первостепенную разработку которых ори ентирует известное постановление о школе, в котором подчеркивается: «Признать, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразователь ная, трудовая, политехническая. Ее главными зада чами является вооружение учащихся прочными зна ниями основ наук, формирование у них высокой ком мунистической сознательности, подготовка молодежи к жизни, сознательному выбору профессии»'. Ряд внешних сторон организации практики обу чения, а также некоторые теоретические высказыва ния Л. Н. Толстого по отдельным вопросам дидакти ки, взятые вне связи с его общей педагогической кон цепцией, могут навести на ложную мысль о якобы существенной недооценке им роли прочных знаний и соответственно принципа прочности в обучении. В защиту этой точки зрения могут быть приведены та кие факты, как полное исключение из практики Яс нополянской школы домашних заданий, официальное отрицание Толстым опроса, экзаменов и оценки зна ний, отсутствие в его педагогических работах специ альных статей и высказываний, непосредственно пос вященных вопросам прочности знаний, умений, на выков, резкая критика всех имевших в то время тео рий (русских и зарубежных), пропагандировавших механическое заучивание учебного материала. Все эти факты действительно имеют место в педагогике ' Постановление ЦК КПСС н Совета Министров Союза ССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Сб. приказов и инструк ций .Министерства просвещения РСФСР, .N» 7, 1967, стр. 5. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=