Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
л. и. Толстого, мы, однако, Не должны замалчивать противоречивость его взглядов, отрицательные сторо ны его воззрений, а именно; принижение народной школы (он рассматривал ее лишь как примитивную школу грамоты), недооценка системы знаний, отри цание режима и распорядка в школе, религиозность, наличие элементов теории «свободного воспитания», отрицание звукового метода обучения и некоторые другие. Pilo эти недостатки в педагогических взглядах Толстого и в практике Яснополянской школы не умо ляют его огромного значения как педагога. Л. Н. Толстой на протяжении многих десятилетий своей жизни стремился создать оригинальную рус скую педагогику, соответствующую, по его мнению, жизни русского народа. Толстой, как и многие дру гие педагоги прошлого, не мог решить широкие со циальные проблемы педагогики, ибо он не был воо ружен научной теорией развития общества. Эту тео рию создали основоположники научного коммунизма К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Педагогика полу чила тем самым надежную педагогическую основу. - Благодаря своей гуманистической основе, педа гогика Л. Н. Толстого оказала значительное влияние на развитие передовой педагогической мысли в Рос сии и в других странах. Богатейщее педагогическое наследие Л. Н. Тол стого с любовью изучается советскими педагогами, педагогами социалистических стран и прогрессивны ми педагогами других стран, которые стараются ис пользовать все ценное, передовое в работе школы. Художественные творения Л. Н. Толстого, его журнал «Ясная Поляна», его педагогические статьи надолго сохранят свое мировое значение. Они помо гают и в наши дни бороться за прогрессивную шко лу, за передовые методы обучения. Толстой и сейчас помогает нам решать множество педагогических проблем, которые интересуют педагогическую обще ственность в нащей стране и за рубежом, в частности проблемы безболезненного, свободного вовлечения ре бенка в процесс обучения, развития дущевных сил ре бенка, постановки педагогического эксперимента, обобщения передового педагогического опыта и разра ботки опытной педагогики. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=