Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Прогрессивные педагоги, деятели науки, писа­ тели и работники народного образования всегда да­ вали положительную оценку сильным сторонам твор­ чества Л. Н. Толстого, защищали то ценное,.что бы­ ло в его педагогических идеях, в практической дея­ тельности и в области народного образования. Педагогические творения Л. Н. Толстого и в на­ ши дни пользуются за рубежом, особенно в странах социализма, огромным авторитетом. Педагогика Тол,- стого занимает особую главу в курсе истории педа­ гогики, изучаемом в педагогических учебных заве­ дениях, в университетах СССР и других социалисти­ ческих стран. Толстой велик не только как писатель, но и как педагог, даже при наличии в его взглядах ряда про­ тиворечий. Для него характерными являются творче­ ский подход к делу обучения и воспитания, страстное увлечение педагогическим процессом и непрерывные искания, любовь и уважение к ребенку. Самобыт­ ность и оригинальность его педагогических взглядов и его педагогической системы определили и харак­ тер Яснополянской школы. Яснополянская школа Толстого была своеобраз­ ным протестом против старой казенной и бездушной школы, против формализма и схоластики в препода­ вании, против чиновничьей правительственной опеки над школой. Она была школой, построенной на со­ вершенно иных началах, чем школы тогдашней Рос­ сии и Западной Европы, была школой непрерывных исканий и эксперимента. Л. :Н. Толстой боролся за де|МОкратизацию шко­ лы, старался приблизить школу к народу. И этим он нам прежде всего дорог. Мы высоко ценим педаго­ гическое мастерство Толстого, его методический опыт. Особенно ценным в опыте Л. Н. Толстого являет­ ся обучение детей чтению, писанию сочинений, пре­ подавание элементарной математики, умелое введе­ ние в доступной форме для детей с самого начала преподавания арифметики, элементов алгебры и гео­ метрии (планиметрии). Толстой дал гениальные по художественности, простоте и доступности детскому пониманию, по языку и содержанию ценные учебные книги для начальной 1 йколы. Высоко оценивая педагогическое творчество 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=