Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
пруссаков». Эти высказывания Дистервега перек.ли - каются со взглядами Толстого. Что касается Фребеля, то он не ставил вопроса о демократизации школы, выдвигал идею воспитания человека вообще. Ульман же не понял, что большая заслуга Л. Н. Толстого в том, что он подверг резкой и справедливой критике реакционную немецкую пе дагогику, существующий порядок в немецкой щколе. Высоко оценил педагогическую деятельность Тол стого Я- Фрезе в своей книге «Идеи, обусловнвщне развитие русской и,советской педагогики» (Гейдель берг, 1956 г.). По мнению Фрезе, педагогика Толстого в своей основе, а также и во многих частностях, превосходи ла некоторые современные научные теории воспита ния и практические достижения школы. Он считает, что педагогическая деятельность Толстого была не дооценена современниками. По его мнению, русское дореволюционное педагогическое движенЦе достигло в лице Толстого кульминационного пункта. Одновре менно Фрезе отмечал, что советскую педагогику нель зя себе представить без учета влияния на нее педа гогических идей Толстого. Фрезе прав, когда пишет, что педагогическая деятельность Толстого была не дооценена многими его современниками. Иначе и не могло быть в условиях буржуазного общества, тем более, что Толстой беспощадно критиковал феодаль но-буржуазную культуру, щколу мущтры, схоласти ки, опекаемой бюрократическим аппаратом царизма. Только при Советской власти педагогическая дея тельность Толстого получила соответствующее при знание на его родине. Таким образом, о педагогических взглядах и о практике Л. Н. Толстого в России и за рубежом вы сказывались самые различные точки зрения. Реакци онные круги ученых и общественных деятелей стара лись в прощлом и стараются в настоящее время вся чески извратить суть педагогических воззрений и опо рочить практическую деятельность Толстого. Вместе с тем многие из них вынуждены признать заслуги Толстого в обучении и воспитании детей и дать вы сокую оценку его детским книгам и азбукам для детей. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=