Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

пруссаков». Эти высказывания Дистервега перек.ли - каются со взглядами Толстого. Что касается Фребеля, то он не ставил вопроса о демократизации школы, выдвигал идею воспитания человека вообще. Ульман же не понял, что большая заслуга Л. Н. Толстого в том, что он подверг резкой и справедливой критике реакционную немецкую пе­ дагогику, существующий порядок в немецкой щколе. Высоко оценил педагогическую деятельность Тол­ стого Я- Фрезе в своей книге «Идеи, обусловнвщне развитие русской и,советской педагогики» (Гейдель­ берг, 1956 г.). По мнению Фрезе, педагогика Толстого в своей основе, а также и во многих частностях, превосходи­ ла некоторые современные научные теории воспита­ ния и практические достижения школы. Он считает, что педагогическая деятельность Толстого была не­ дооценена современниками. По его мнению, русское дореволюционное педагогическое движенЦе достигло в лице Толстого кульминационного пункта. Одновре­ менно Фрезе отмечал, что советскую педагогику нель­ зя себе представить без учета влияния на нее педа­ гогических идей Толстого. Фрезе прав, когда пишет, что педагогическая деятельность Толстого была не­ дооценена многими его современниками. Иначе и не могло быть в условиях буржуазного общества, тем более, что Толстой беспощадно критиковал феодаль­ но-буржуазную культуру, щколу мущтры, схоласти­ ки, опекаемой бюрократическим аппаратом царизма. Только при Советской власти педагогическая дея­ тельность Толстого получила соответствующее при­ знание на его родине. Таким образом, о педагогических взглядах и о практике Л. Н. Толстого в России и за рубежом вы­ сказывались самые различные точки зрения. Реакци­ онные круги ученых и общественных деятелей стара­ лись в прощлом и стараются в настоящее время вся­ чески извратить суть педагогических воззрений и опо­ рочить практическую деятельность Толстого. Вместе с тем многие из них вынуждены признать заслуги Толстого в обучении и воспитании детей и дать вы­ сокую оценку его детским книгам и азбукам для детей. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=