Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
данной в Париже-в 1935 г. Ф. Порше считает это ут верждение антинаучным, мистическим. Довольно высокую оценку Толстому как педаго гу дал Д. Леон в своей' книге «Толстой, жизнь и ра бота», изданной в Лондоне в 1944 г. В Толстом он видел природное дарование, отзывчивость ума. Вза имная любовь между Толстым и его учениками, ут верждал Д. Леон, способствовала тому, что дети в его школе хорошо учились. Если в обычных .школах дисциплина поддержива лась наказанием, то в Яснополянской школе Толстой добивался, чтобы ученики сами сознавали необходи мость порядка в школе. От них требовалось быть аккуратными, правдивыми и не переходить границ, нарушение которых мешало бы учению. Е. Симонс в книге «Лев Толстой» (Бостон, 1949 г.) пишет, что в лице Толстого педагогическая наука имеет блестящего новатора и одного из видных ре форматоров преподавания. Экспериментальные шко лы в Америке и за границей, указывал Симонс, по лучили очень много ценного потому, что использова ли составленный Толстым богатейший эксперимен тальный материал. В 1953 г. Мариа Ульман в статье «Л. Н. Толстой о народном образовании», опубликованной в немец ком журнале «Педагогика», положительно оценивая педагогические взгляды Толстого, вместе с тем от мечал, что он (Толстой) якобы не мог понять демо кратические устремления Песталоцци, Дистервега и Фребеля, не мог четко разграничить прогрессивные п реакционные силы в Еермании. Мариа Ульман неправ, когда заявляет, что Тол стой не понял демократические устремления Песта лоцци, Дистервега и Фребеля. Как известно, Песта лоцци своим педагогическим романом «Лингард и Еертруда» (1781) пытался помочь обездоленным крестьянам в создании для их детей школ и сиротских домов. К этому стремился и Толстой. Дистервег в своих работах выступал против реак ционного прусского национализма. В противовес сос ловности, национализму и шовинизму он высказывал идею общечеловеческого воспитания: школа должна воспитывать настоящих граждан, а не «истинных 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=