Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

данной в Париже-в 1935 г. Ф. Порше считает это ут­ верждение антинаучным, мистическим. Довольно высокую оценку Толстому как педаго­ гу дал Д. Леон в своей' книге «Толстой, жизнь и ра­ бота», изданной в Лондоне в 1944 г. В Толстом он видел природное дарование, отзывчивость ума. Вза­ имная любовь между Толстым и его учениками, ут­ верждал Д. Леон, способствовала тому, что дети в его школе хорошо учились. Если в обычных .школах дисциплина поддержива­ лась наказанием, то в Яснополянской школе Толстой добивался, чтобы ученики сами сознавали необходи­ мость порядка в школе. От них требовалось быть аккуратными, правдивыми и не переходить границ, нарушение которых мешало бы учению. Е. Симонс в книге «Лев Толстой» (Бостон, 1949 г.) пишет, что в лице Толстого педагогическая наука имеет блестящего новатора и одного из видных ре­ форматоров преподавания. Экспериментальные шко­ лы в Америке и за границей, указывал Симонс, по­ лучили очень много ценного потому, что использова­ ли составленный Толстым богатейший эксперимен­ тальный материал. В 1953 г. Мариа Ульман в статье «Л. Н. Толстой о народном образовании», опубликованной в немец­ ком журнале «Педагогика», положительно оценивая педагогические взгляды Толстого, вместе с тем от­ мечал, что он (Толстой) якобы не мог понять демо­ кратические устремления Песталоцци, Дистервега и Фребеля, не мог четко разграничить прогрессивные п реакционные силы в Еермании. Мариа Ульман неправ, когда заявляет, что Тол­ стой не понял демократические устремления Песта­ лоцци, Дистервега и Фребеля. Как известно, Песта­ лоцци своим педагогическим романом «Лингард и Еертруда» (1781) пытался помочь обездоленным крестьянам в создании для их детей школ и сиротских домов. К этому стремился и Толстой. Дистервег в своих работах выступал против реак­ ционного прусского национализма. В противовес сос­ ловности, национализму и шовинизму он высказывал идею общечеловеческого воспитания: школа должна воспитывать настоящих граждан, а не «истинных 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=