Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

в 1918 г. в США была издана книга доктора Р. Нойеса «Толстой». Нойес объявил Толстого пропагандистом индиви­ дуализма в обучении, выражающим якобы презре­ ние к традиционному авторитету. Но Толстой боролся, как хорошо известно, не против авторитета вообще, а против ложного авторитета в педагогике, которого искусственно создавали педагоги, служившие гос­ подствующим классам. Передовые ученые и общественные деятели запад­ ноевропейских стран продолжали и в XX веке вы­ сказывать о педагогическом творчестве Л. Н. Тол­ стого положительные взгляды, высоко оценивая его как психолога и педагога. Шарль Бодуэн в книге «Толстой —учитель» (1929) считал, что самой существенной чертой педа­ гогики Толстого является стремление развить при­ родные силы ребенка. Он отмечал большую заслугу Толстого в защите экспериментирования в области педагогики. Гервард Проке, автор книги «Толстой как педа­ гог и его философия образования», изданной в Гер­ мании в 1926 г., отмечал, что в педагогических сочи­ нениях Толстого нашли дальнейшее развитие идеи выдающихся мыслителей Руссо, Песталоцци, Фребе- ля, Шиллера, Гете о воспитании. Но они якобы по­ лучили в 60-е годы совершенно иное выражение. Но, что означает это «иное выражение», автор об этом не пишет. Вместе с этим Проке высоко оценил рабо­ ту Толстого по созданию «Азбуки» и «Новой Азбуки». М. Маркович в книге «Ж- Ж. Руссо и Толстой», изданной в Париже в 1928 г., писал: «Толстой проник с редким мастерством в таинственные изгибы их (т. е. детей) психологии, он схватил в их непосред­ ственности движения их импульсивной натуры» *. Защита Толстым тезиса, что дети, родившись на свет, не несут с собой никаких греховных и порочных черт и в этом смысле они морально чисты и совер­ шены, вызвала резкие нападки со стороны Ф. Пор­ ше в книге «Психологический портрет Толстого», из- ‘ М. М а р к о в и ч стр. 318. Ж. Ж- Руссо и Толстой. Париж, 1928, 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=