Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

выступил писатель Э. Купи со статьей '«Толстой и Яснополянская школа». Автор этой статьи рассмат­ ривал Толстого как «теоретика анархизма и ученика Руссо», у которого учиться якобы нечему. На эту статью реакционного характера обратила внимание Н. К. Крупская. Она писала: «Можно различно оценивать общее мировоззрение Толстого, можно с ним не соглашаться, но для вся­ кого педагога, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являются неисчер­ паемой сокровищницей мысли и духовного наслаж­ дения. Великий художник, он, как никто, умел рас­ крыть человеческую душу, раскрыть ее святая свя- дых. И не только душу взрослых, также душу ребен­ ка умел видеть Толстой... В своих педагогических статьях Толстой рассказывает о своих отношениях к ученикам, о своих задушевных разговорах с ними... Невольно переживаешь все это с ним и учишься смот­ реть, бережно относиться к духовному миру ребенка, уважать его. И столько поэзии в педагогических статьях Толстого, столько страстности, что для пере­ жившего эти статьи и педагогическая деятельность не может уже быть скучным ремеслом, а становит­ ся деятельностью творческой, преисполненной глубо­ ких тревог и р.адостей. Для Толстого педагогика не была мертвой, за­ стывшей доктриной. Для него она была живым де­ лом, сложным и развивающимся... Его громадная заслуга в том, что он каждый, са­ мый -казалось бы чисто педагогический вопрос (о программе, чтении, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специа­ лист, а как гражданин земли родной, мучительно ис­ кал ответа на него и заставлял искать и читателя... Его влияние несомненно наложило свою неизглади­ мую печать на русскую педагогическую мысль»'. Особенно злобно критиковали педагогику Толсто­ го реакционные круги США. ' Н. К. К р у п с к а я . Вопросы народного образования. Бер­ лин, 1922, стр. 155—156. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=