Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

доставление, полной свободы ученикам создает само собою естественный и прочный порядок, гораздо бо­ лее прочный, чем тот, который создан насилием и сводится к подавлению воли и личности скучающего н тупеющего ребенка»'. Оценивая педагогические сочинения Толстого, Кросби отмечает, что в них немало метких и глубо­ ких наблюдений относительно взаимоотношений уче­ ника и учителя. Страницы эти по своему психологи­ ческому материалу драгоценны, и каждый, взявщий- ся за дело воспитания и обучения, должен быть зна­ ком с ними. Хочется добавить к словам Кросби, что по глубине психологического анализа внутреннего мира детей, по силе критики формализма и ханжест­ ва официальной педагогической идеологии произве­ дения Толстого не имеют равных. Немецкий ученый К. Штауба в книге «Жизнь и работа графа Л. Н. Толстого, мировоззрение и его развитие» (1908), указывая на отчет Толстого о ра- .боте Яснополянской школы, отмечал, что нигде жизнь детей так не описана, как это сделано в отче­ те Л. Толстого. К. Штауба дает высокую оценку ди­ дактическим взглядам Толстого. В 1902 г. в Болгарии вышла специальная брошю­ ра, посвященная педагогическим взглядам Толстого. В 1907 году А. В. Юруков и Ат. Георгиев перевели на болгарский язык педагогические сочинения Толс­ того, изданные под названием «Лев„Толстой о вос­ питании». Большой интерес представляет книга болгарско­ го профессора П. М. Нойкова «Педагогика Л. Н. Тол­ стого». (Педагогията на Л. Н. Толстого. От Д-р П. М. Нойков, София, 1909). Автор этого фундамен­ тального исследо'вания приходит к выводу, что самым существенным в педагогике великого писателя явля­ ется принцип социальной активности. Цель воспита­ ния Толстой видел в развитии высокой активности у детей. Профессор Нойков ставил Толстого как пе­ дагога выше Песталоцци. В 1911 г. во французском журнале «Воспитание» • К р о с б и . Л. Н. Толстой как 1906, стр. 35. школьный учитель. М., 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=