Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
Остановимся на высказываниях тех педагогов н общественных деятелей, которые не нашли отраже ния в статье профессора Вейкшана. В Чехословакии большой популярностью пользо валась и пользуется теперь педагогическая деятель ность Толстого, его педагогическая теория, его Азбу ки и .детские книги. Об этом довольно подробно го ворится' в статье чешского автора Мистнелава Ру- жнчка «Отражение педагогических взглядов Л. И. Толстого в чешской школе и педагогике», опубли кованной в журнале «Советская педагогика» № 11 за 1960 год. Начиная с 1887 г., в чешской печати был опубли кован ряд статей и переводов Толстого. Особенно большую роль в ознакомлении учителей с творчест вом Толстого сыграли прогрессивные педагоги Ян Мразик и Ярослав Петр, опубликовавшие ряд своих статей в журнале «Ческа школа». В журнале «Школа нашего венкова» («Школа на шей провинции») Ярослав Петр писал: «Прежде все го Толстой, от которого, necoMFieHHO, когда-то будет начинаться новая эпоха в истории педагогики, дол жен быть известен много раньше, чем сегодня. Па-' столько мы именно отстали, насколько у Толстого больше жизни, поэзии, здорового, чистого воздуха, непосредственности и насколько в нашей хрестома тии много бездушия» ‘. Противоположную позицию в оценке педагогиче ского наследия Толстого занимают идеологи буржу азного мира. В 1904 г. в США вышла книга Эдварда Стайне ра «Толстой —человек». Э. Стайнер клевещет на Л. Н. Толстого, заявляя, что Яснополянская школа была учреждением без за конов, порядка и расписания уроков и что педагоги ческие идеи Толстого утопичны и несбыточны. Другую оценку педагогического наследия Толсто го находим у английского ученого Кросби. Он в сво ей книге «Л. П. Толстой как школьный учитель», пе реведенной в 1906 г. на русский язык, писал: «Пре- ^ Цитируется по ж. «Советская педагогика», М. .ЛПН РСФСР, 1960, Лэ 11, стр. 92. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=