Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

Высокую оценку педагогическому наследию Л. Н. Толстого дала Н. К. Крупская. Она писала в журна­ ле «На путях к новой школе»:« Что мне, подростку, так нравилось у Л. Н. Толстого? Во-первых, то, что он так хорошо знал деревню и ее быт..., что он в каж дом ребенке видит человека и уважает его личность... И я была благодарна Л. Н. Толстому, что оп ува­ жает ребенка... Мне казалось, что Л. Толстой пони­ мал, как бережно надо относиться к детям, дать нм развернуться, осознать жизнь... И сейчас,—45 лет спустя, я не изменила своей точки зрения. И сейчас я хочу, чтобы из ребят воспи­ тывались не рабы, а свободные граждане, и сейчас считаю никуда не годным учителя, не умеющего ува­ жать личность ребенка, с ней считаться, думающего, что путем скалы наказаний, мер воздействия можно воспитать «строителя социализма»'. Теоретическая и практическая деятельность Л. Н. Толстого в области народного образования, школы и педагогики на протяжении многих лет при­ влекает внимание педагогических кругов западной Европы и США. Авторы многих монографий, журнальных статей, опубликованных в зарубежных странах, различно трактуют педагогическое наследие Л. Н. Толстого. В их числе немало и таких, которые сознательно стремятся принизить значение педагогических взгля­ дов Толстого, пытаются сделать его всего лишь по­ следователем Руссо и обходят молчанием толстов­ скую критику буржуазной педагогики, представляют его своим читателям лишь добрым помещиком, за­ ботившимся об образовании крестьянских детей. Однако передовые педагоги и общественные дея­ тели зарубежных стран давно признали педагогиче­ ские заслуги Толстого и влияние его педагогики на их школу, учителей. Профессор В. А. Вейкшан в своей статье «Зару­ бежные педагоги о Л. Н. Толстом» (1958, № 9) до­ вольно обстоятельно анализирует в хронологическом -порядке иностранную литературу о педагогической деятельности Толстого. ■ Ы. К. к р у п с к а я. Пед. соч. в десяти томах, т. 2, М., 1П58, стр. 327--329. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=