Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

М. и. Демков в своем учебнике отмечал, что «в творческом наследии Л. Н. Толстого поставлены та­ кие вопросы, которые заставляют педагогов заду­ маться лишний раз над особенностями своей профес­ сии. И Толстой учит преподавание вести живо и инте­ ресно, любить свой предмет, чтобы действовать воспи­ тывающим образом на своих учеников. Народная шко­ ла, подчеркивал он, должна строиться не на основании только теоретических выкладок, но на основании близ­ кого знакомства с народом, его вкусами и требова­ ниями» '. Вместе с тем М. И. Демков указывал, что педаго­ гическая система Л. Н. Толстого страдает крупными недостатками; отрицанием педагогики как науки, чрез­ мерной переоценкой личного опыта и незначительным вниманием к опыту других, нередко великих педаго­ гов. Однако'с утверждениями М. И. Демкова о том, что Толстой отрицал педагогическую науку и опыт великих педагогов, трудно согласиться. Л. Н. Тол­ стой бйл сторонником новой педагогики, педагогики опытной, экспериментальной. Критикуя русскую пе­ дагогику, находившуюся под влиянием немецкой пе­ дагогической теории, он призывал к созданию новой, передовой педагогики, опирающейся на опыт, экспе­ римент. Другой автор учебника по истории педагогики — П. Ф. Каптерев называет Толстого русским Руссо. Он ошибочно считал, что в творчестве Толстого веду­ щим является теория «свободного воспитания». ■Вместе с этим Каптерев высоко оценил дидакти­ ческие принципы и методы обучения, применяемые Толстым. Больше того, на формирование взглядов самого Каптерева большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого. Каптерев. как и Толстой, требовал создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа. Л. Н. Толстой, выступая за сво­ бодную, построенную на уважении к личности учаще­ гося школу, учил русский учитель любить, уважать и ценить детство, видеть в детях «будущих Ломоно­ совых, Пушкиных». Каптерев приветствовал эти взгляды Толстого. ' .М. И. Д е м к о в . История русском педагогики, ч. 111, П., 1909, стр. 359—3(Ю. Q S ^ ^ .17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=