Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.
М. и. Демков в своем учебнике отмечал, что «в творческом наследии Л. Н. Толстого поставлены та кие вопросы, которые заставляют педагогов заду маться лишний раз над особенностями своей профес сии. И Толстой учит преподавание вести живо и инте ресно, любить свой предмет, чтобы действовать воспи тывающим образом на своих учеников. Народная шко ла, подчеркивал он, должна строиться не на основании только теоретических выкладок, но на основании близ кого знакомства с народом, его вкусами и требова ниями» '. Вместе с тем М. И. Демков указывал, что педаго гическая система Л. Н. Толстого страдает крупными недостатками; отрицанием педагогики как науки, чрез мерной переоценкой личного опыта и незначительным вниманием к опыту других, нередко великих педаго гов. Однако'с утверждениями М. И. Демкова о том, что Толстой отрицал педагогическую науку и опыт великих педагогов, трудно согласиться. Л. Н. Тол стой бйл сторонником новой педагогики, педагогики опытной, экспериментальной. Критикуя русскую пе дагогику, находившуюся под влиянием немецкой пе дагогической теории, он призывал к созданию новой, передовой педагогики, опирающейся на опыт, экспе римент. Другой автор учебника по истории педагогики — П. Ф. Каптерев называет Толстого русским Руссо. Он ошибочно считал, что в творчестве Толстого веду щим является теория «свободного воспитания». ■Вместе с этим Каптерев высоко оценил дидакти ческие принципы и методы обучения, применяемые Толстым. Больше того, на формирование взглядов самого Каптерева большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого. Каптерев. как и Толстой, требовал создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа. Л. Н. Толстой, выступая за сво бодную, построенную на уважении к личности учаще гося школу, учил русский учитель любить, уважать и ценить детство, видеть в детях «будущих Ломоно совых, Пушкиных». Каптерев приветствовал эти взгляды Толстого. ' .М. И. Д е м к о в . История русском педагогики, ч. 111, П., 1909, стр. 359—3(Ю. Q S ^ ^ .17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=