Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ.ВЫП.II 1969 г.

«Мы не раз были свидетелями,—писал Семе­ нов,—как подобные маленькие рассказцы графа Тол­ стого вызывали у детей то грустное, то радостное чувство, то непритворный детский смех, и как дети, прослушав или прочитав тоДько раз или два малень­ кий рассказец, передавали епо дословно без всяких наводящих вопросов. Только такой великий худож­ ник, мыслитель, психолог, чисто русский человек, как граф Л. Н. Толстой, мог создать для наших рус­ ских детей столь образовательное чтение и по форме, и по содержанию, и по цели. Таковы его и следующие за '«Азбукой» четыре книги для чтения»'. Следует отметить оценку педагогического насле­ дия Л. Н. Толстого нашим земляком, виднейшим со­ ветским педагогом и методистом, действительным членом АПН Н. В. Чеховым. Он в своей работе «На­ родное образование в России с 60-х годов XIX в.» писал: «Особенно важную роль в истории русской школы, (а может быть, и не одной русской) сыграла деятельность в школе Л. Н. Толстого» . Н. В. Чехов настойчиво защищал педагогические идеи Л. И. Толстого. Особый интерес представляет оценка деятель­ ности Л. Н. Толстого по организации педагогических курсов в Ясной Поляне К. Сент-Илером —известным педагогическим деятелем второй половины XIX в., редактором журнала «Педагогическая летопись» (ор­ ган Петербургского педагогического общества). К. Сент-Илер 18 ноября 1875 г. выступил на засе­ дании особого отдела ученого Комитета Министерст­ ва народного просвещения по проекту педагогических курсов, проектируемых Толстым. Он полностью раз­ делял точку зрения Толстого на критику немецкой педагогики и на подготовку учителей в учительских семинариях. Сент-Илер всячески поддерживал и за­ щищал проект Толстого, рекомендуя лишь дополне­ ния к проекту относительно правил курсов. Как оценивали педагогическую деятельность Л. Н. Толстого, его теорию и практику авторы учеб­ ников истории педагогики? ' Д. Д. С е м е н о в . Избр. пед. соч. 1953, стр. 176. 2 Н. В. Ч е х о в . Народное образование с 60-х годов XIX в. Л!.. 1912, стр. 359—360. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=